Целевая программа

ЦЕЛЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Преодоление речевых нарушений и расширение коммуникативных возможностей у детей и взрослых как составляющая социальной адаптации

Разработчик программы: Томилина Светлана Михайловна 
Исполнитель программы: АНО ДПО «Логопед плюс» 
Срок реализации программы: 2014-2023 г. 
Источники финансирования: целевые поступления от физических и юридических лиц, не являющимися членами и учредителями АНО ДПО «Логопед плюс». 

Нормативно-правовые и методические основания программы: Программа коррекционной работы составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, СанПиНов, Устава образовательного учреждения АНО ДПО «Логопед плюс». 

Цель данной программы – преодоление различных  речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР, дисграфии и дислексии, заикания, других речевых нарушений), совершенствование коммуникативных способностей у детей и взрослых с целью их успешной социализации; повышение квалификации специалистов-логопедов (дефектологов, психологов, педагогов). 

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей и взрослых посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. 

Формы работы (обучения): индивидуальные и групповые занятия с обязательным участием (и обучением) родителей. 

В ходе достижения этой цели будут решаться следующие задачи: 
    
- преодоление нарушений произносительной стороны речи различной этиологии у детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых; 
- преодоление фонематических нарушений у детей; 
- преодоление общего недоразвития речи у дошкольников; 
- подготовка дошкольников к обучению грамоте; 
- лечение заикания у детей, подростков и взрослых; 
- разработка и реализация различных программ психологической поддержки подростков и взрослых с заиканием, а также семей, в которых есть дети с заиканием; 
- расширение коммуникативных способностей детей и взрослых с различными речевыми нарушениями; 
- преодоление нарушений письма и чтения различной этиологии у младших школьников; 
- оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с различными речевыми нарушениями; 
- консультирование специалистов-практиков (логопедов, дефектологов, психологов, педагогов) по организационным и методическим вопросам; 
создание условий для повышения квалификации специалистов путем проведения семинаров, мастер-классов, организации стажировки на рабочем месте и др. 

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 
 

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося, что характеризуется повышением квалификации специалистов; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям), взрослому обучающемуся непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для преодоления нарушений речи у детей и взрослых, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Основные направления работы: 

— диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с (речевыми нарушениями) ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; 

— коррекционно-развивающее направление заключается в преодолении разнообразных речевых нарушений у детей, подростков и взрослых, обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); 

— консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей и взрослых  с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; 

— информационно-просветительское направление обеспечивает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 

Характеристика содержания 

Диагностическая работа включает: 

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; 

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации - становления речи; 

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ; 

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ; 

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей и взрослых испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья; 

— разработку и внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с учетом задач каждого возрастного этапа; 

— выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; 

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы. 

Коррекционно-развивающая работа включает: 

— выбор оптимальных для развития ребёнка с речевыми нарушениями,  коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; 

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи различной этиологии у детей и взрослых; 

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. 

Консультативная работа включает: 

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевыми нарушениями, единых для всех участников образовательного процесса; 

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; 

— консультативную помощь семье в вопросах выбора и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 

Информационно-просветительская работа предусматривает: 

— различные формы просветительской деятельности (лекции, семинары, курсы повышения квалификации, стажировка на рабочем месте специалиста, информационные стенды, печатные материалы); 

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Достижение положительных результатов при работе по данной программе возможно при следующих условиях: 

- достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы; 

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей; 

- тесная взаимосвязь изучаемого материала по общеразвивающей  и логопедическим программам; 

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных  коррекционно-развивающих программ; 

- взаимосвязь в работе логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями. 


Направления работы и особенности их реализации: 

  • консультативная работа

  • диагностическая

  • коррекционно-развивающая работа

Логопедические занятия с учебными планами: 

Программа ФФНР для детей 5 лет 

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе (5 лет)

 

Период

Звуковая сторона речи

Развитите речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

1.
Сентябрь, октябрь, первая половина ноября

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Уточнение правильного произношения сохранных звуков:
Гласные – [а], [y], [и], [o], [э], [ы], согласные – [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’] и т.д. Произнесение ряда гласных на твёрдой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
- изолированно;
- в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением;
Воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
- в словах;
- в предложениях.
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей) Автоматизация поставленных звуков:
- изолированно;
- в открытых слогах (звук в ударном слоге);
- в обратных слогах;
- в закрытых слогах;
- в стечении с согласными;
- в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
дифференциация речевых и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счёт изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный звук», «согласный звук»

Развитие навыка употребления категории множественного числа существительных.
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.
Закрепления навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

2.
Вторая половина ноября – первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи)
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
- изолированно;
- в открытых слогах (звук в ударном слоге);
- в обратных слогах;
- в закрытых слогах;
- в стечении с согласными;
- в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
- по твердости – мягкости:
[м] - [м’], [н] - [н’],
[п] - [п’], [т] - [т’],
[к] - [к’], [ф] - [ф’],
[д] - [д’], [в] - [в’],
[б] - [б’], [г] - [г’],
- по глухости – звонкости:
[б] - [п], [к] - [г], [т] - [д];
а также:
- в обратных слогах;
- в слогах со стечением двух согласных;
- в словах и фразах

Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
- дифференцируемые звуки;
- определенный заданный звук.
На этом же материале:
- определение места звука в слове;
- выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
- осуществление анализа и синтеза прямого слога;
- выделение согласного звука в начале слова;
- выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твёрдый звук» и «мягкий звук», «глухой звук» и «звонкий звук».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
- по твёрдости – мягкости:
[м] - [м’], [н] - [н’],
[п] - [п’], [т] - [т’],
[к] - [к’], [ф] - [ф’],
[д] - [д’], [в] - [в’],
[б] - [б’], [г] - [г’];
- по глухости – звонкости:
[б] - [п], [к] - [г], [т] - [д];
- в обратных слогах;
- в слогах со стечением двух согласных;
- в словах и фразах;
- составление предложений с определённым словом;
- анализ двусловного предложения;
- анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:
- согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
- согласование порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать сложные слова;
- составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
- распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
- составлять предложения по опорным словам;
- составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
- заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

3.
Вторая половина февраля - май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования ([с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л]):
- в прямых и обратных слогах;
- в слогах со стечением трёх согласных;
- в словах и фразах;
- в стихах и коротких текстах;
- закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале

Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фоне-тической правильности речи


Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие тонкости и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование чёткого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

 

 

Программа ФФНР для детей 6 лет 

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе (6 лет)

 

Период

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков письма и чтения

1. Сентябрь,
октябрь

Индивидуальные и подгрупповые занятия
- Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. в соответствии с индивидуальными планами занятий.
- Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Формирование грамматически правильной речи.
- Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

Фронтальные занятия
- Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]
- Различие звуков на слух гласных -[у], [а], [и], [э], [о], согласных- [п], [т], [м], [к], [к’], [д], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.
- Дифференциация правильно произносимых звуков : [к]- [х], [л’]- [j], [ы]- [и].
- Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трёхсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков.
- Определение доступных ритмических моделей слов: та-та, та-та, та-та-та, та-та-та.
Определение ритмических моделей слов: вата-тата, вода-тата и тп.

- Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями –и, -ы, -а, (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т.д.)
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки);
Сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Ваня, поют дети);
Привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка).
- Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает; способом присоединения суффиксов (мех-меховой-меховая, лимон-лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико).
- Предложение, связная речь.
Привлечение внимания к составу простого распространённого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу);
Выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? Что делает? Делает что?;
Составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме;
Воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.
Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Заучивание текстов наизусть.

- Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия).
Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда 2-3 гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов, например ат, ит;
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: ком, кнут.
Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов (та, ми) и слов: суп, кит (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).
- Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м , к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения.
Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: ат, ит.
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: та, му, ми, си с ориентировкой на гласную букву.
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов: сом, кит.
Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

2. Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль

Индивидуальные и подгрупповые занятия
- Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б’], [б], [д’], [д], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р’], [р], [ц], [ч’] – в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.
- Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.)
- Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Фронтальные занятия
- Закрепление правильного произношения звуков: [с], [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].
- Различие звуков на слух: [с]- [с’], [з]- [з’]- [с]- [с’],
[б]- [б’]- [п]- [п’],
[д]- [д’],
[д]- [д’]- [т]- [т’]- [г]- [г’],
[г]- [г’]- [к]- [к’]- [д]- [д’],
[ш]- [с]- [ж]- [щ],
[л]- [л’]- [р]- [р’],
[ж]- [з]- [ш]- (без проговаривания).
- Дифференциация правильно произносимых звуков : [с]- [с’], [з]- [з’], [б]- [п], [д]- [т], [г]- [к],
[с]- [ш], [ж]- [з], [ж]- [ш], [с]- [ш]- [з]- [ж], [р]- [р’], [л]- [л’].
- Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекрёсток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков.
- Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

- Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья…)
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев)
Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку.); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (-ой – голубой платок; -ая – голубая лента; -ое – голубое платье; -ые – голубые полотенца).
Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах. ( В зале много светлых ламп. Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде числе, падеже (Куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю – катал – буду катать); глаголов совершенного и несовершенно вила (красит – выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); - способом присоединения суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый), за счет словосложения (трёхколесный, первоклассник)
Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах ( У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трёхколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).
Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижёт). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).
3. Предложение.
Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.
Сопоставление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака – Под скамейкой спит собака)
Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу).
Сопоставление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку – Дети видели в лесу серенькую белочку; серенькой белочке – Дети дали орешков серенькой белочке).
Добавление в предложение пропущенных предлогов:
Кусты сирени посадили … (перед, за) домом; ёлочка росла … (у, около, возле) дома.
Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
4. Связная речь.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа)
Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности.
Развитие умения пересказывать тексты.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов и скороговорок.

1. Звуковой анализ слов.
Деление слов на слоги, составление слоговой схему односложных и двухсложных слов.
Звуко-слоговой анализ слов таких, как: косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек.
Звуки гласные и согласные; твёрдые и мягкие.
Качественная характеристика звуков.
Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить с слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук – твердый согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный, четвёртый – гласный и т.п.)
2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой)
Последовательное усвоение букв б, в, д, э. г, ш, е, л, ж, ё, р, и.
Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа)
Преобразование слов (суп-сук, Тата-Ната) за счет замены одной буквы.
Усвоение буквенного состава слов, например Таня, яма.
3. Письмо букв и слов.
Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.
4. Звуки и буквы.
Определение различий качественных характеристик звуков:
гласный – согласный;
твёрдый – мягкий;
звонкий – глухой.
3. Слово.
Звуко-слоговый анализ слов (например: вагон, бумага, кошка, плот, краска, красный и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием).
Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка-мушка-мишка; стол-столик идр.) добавление в слова пропущенных букв (ми…ка)
Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: ветка, ели, котёнок, ёлка). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде кроссвордов, шарад, загадок, выполнение упражнений.
6. Предложение
Формирование умения делить слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки пред-ложения из 3-4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.
7. Чтение.
Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализ) с пра-вильным, чётким про-изнесением всех звуков в слове, в меру громким голосом.
Чтение предложений.
Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ёжик сидит … ёлкой)
Правильное чёткое сло-говое чтение небольших лёгких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках.
Формирование умения ос-мысленно отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.
8. Правописание.
Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.
Привлечение внимания детей к проверке без-ударной гласной путём изменения слов (коза – козы).
Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счёт изменения слов ( зуб – зубы, мороз – морозы) и с помощью родственных слов ( дуб – дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.
Формирование умения вы-кладывать и писать слова с сочетаниями ши, жи.
Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа.

3. Март, апрель, май, июнь

Индивидуальные и под групповые занятия
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильного произношения [ц], [ч’], [щ]- и всех ранее пройденных звуков.
2. Различие на слух :
[ч’]- [т’]- [с’]- [щ].
[ц]- [т’]- [с]
[щ]- [ч’]- [с’]- [ш]
3. Дифференциация правильно произносимых звуков
[ч’]- [т’], [ч’]- [с’], [ц]- [с]
[щ]- [ш], [щ]- [ч’], [щ]- [с’].
4. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
5. Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

 

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода. Числа, падежа, времени действия.
2. Словарная работа.
Закрепление (на новом лексическом материале) полу-ченных навыков образования слов за счёт присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения.
Образование существительных обозначающих лица по роду их трудовой деятельности (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный)
Образование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных (на усложнённом лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки)
3. Предложения.
Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений.
Умение пользоваться предложениями с предлогами из-под, из-за: кот вылез … (из-под) стола.
Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчинённых предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами чтобы, потому что, если и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идёт дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог); с относительным местоимением который (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).
4. Связная речь.
Закрепление всех полученных ранее навыков.
Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.
Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов и скороговорок.

1. Звуки и буквы.
Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24-31-я недели обучения)
Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчётливого произнесения и сравнения твёрдых и мягких звуков.
Усвоение букв ь, ъ (разделительные ь и ъ ) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля – лья.
2. Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в зани-мательной форме упражнений в определении звукового состава слов.
Усвоение буквенного состава слов различной сложности.
Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.
Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с сочетанием ча, чу, ща, щу.
Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ре-бусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.
3. Предложение.
Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3-5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуко-вым анализом и самостоятельно.
Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует приме-нения правил (У Маши болит зуб).
4. Чтение.
Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное слоговое чтение небольших расска-зов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочи-танному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты.
Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

 

Программа ОНР для детей 3 уровня речевого развития 

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I
Сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей вслушиваться в обращённую к ним речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей:
использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения мой – моя, моё в сочетании с существительными мужского и женского рода;
некоторым формам словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
- существительное им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (пап, брат, сестра, девочка, мальчик) пьёт чай (компот, молоко), читает книгу (газету)»;
- существительное им.п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьёт платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи
Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
Вызывать соответствующие звуки : [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звуки в словах (Аня, ухо и т.п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II
Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка
Уточнять представление детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением отнесённости к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный и т. п.)
Учить различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и по вопросам какой? какая? какое?; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем и трёх форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: идёт – иду – идёшь – идём.
Учить использовать предлоги на, под, в, из, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить детей распространять предложение введением сложносочинённых и сложно подчинённых предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «зима», «день защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточнённых или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искажённо произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твёрдость - мягкость.
Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III
Апрель,
май,
июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал и т.п.)
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: - еньк-, -оньк-.
Учить употреблять в самостоятельной речи наиболее доступные антонимы (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.)
Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
- с основой на твёрдый согласный (новый, новая, новое, нового и т.п.)
- с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.п.)
Расширять значение предлогов: к – употребление с дательным падежом, от – с родительным падежом, с (со) – с винительным и творительным падежами.
Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Учить составлять разные типы предложений:
- простые распространённые из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
- предложения с противительным союзом а в облегчённом варианте (Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или;
- сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы). Учить преобразовывать предложения за счёт изменения глагола, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом; брат умывает лицо – брат умывается и т.п.); изменения вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо; мама варила суп – мама сварила суп). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два, три, четыре).
Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.
Развивать и усложнять язык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошёл к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнёс воспитательнице, а карандаш взял себе).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.)
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] - [з], [р] - [л], [ы] - [и] в твёрдом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] - [з]), по твёрдости ([т] - [т’], [л] - [л’]), по месту образования ([с] - [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик)

 

Преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей и взрослых проходит по индивидуальному плану. 

Программа подготовки к обучению грамоте. 

Для коррекции дисграфии (т.е. с учетом всего нашего контингента) -  программа составляется индивидуально по результатам обследования. 

Планирование работы с группой заикающихся. 

Информационно-просветительская работа 

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам доступности образования со всеми участниками образовательного процесса 

1. Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы. 

2. Разработка памяток-рекомендаций, проведение тематических консультаций для родителей. 

3. Использование страниц Интернета АНО ДПО «Логопед плюс» (www.logopedmaster.ruwww.logopedplus.ru), как инструмента по реализации программы посвященной вопросам дополнительного образования, коррекционной работе с детьми и взрослыми. 

4. Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. 

5. Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. 

6. Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса. 

7. Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на конференциях, обучающих семинарах, курсах повышения квалификации, мастер-классах, в режиме дистанционного обучения. 

Результатом такой планомерной работы будет являться: 

- повышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса; 

- повышение уровня грамотности родителей и их активное участие в жизни ребенка; 

- коррекция выявленных недостатков речи у детей и взрослых.