ЦЕЛЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Преодоление речевых нарушений и расширение коммуникативных возможностей у детей и взрослых как составляющая социальной адаптации
Разработчик программы: Томилина Светлана Михайловна
Исполнитель программы: АНО ДПО «Логопед плюс»
Срок реализации программы: 2014-2023 г.
Источники финансирования: целевые поступления от физических и юридических лиц, не являющимися членами и учредителями АНО ДПО «Логопед плюс».
Нормативно-правовые и методические основания программы: Программа коррекционной работы составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, СанПиНов, Устава образовательного учреждения АНО ДПО «Логопед плюс».
Цель данной программы – преодоление различных речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР, дисграфии и дислексии, заикания, других речевых нарушений), совершенствование коммуникативных способностей у детей и взрослых с целью их успешной социализации; повышение квалификации специалистов-логопедов (дефектологов, психологов, педагогов).
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей и взрослых посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Формы работы (обучения): индивидуальные и групповые занятия с обязательным участием (и обучением) родителей.
В ходе достижения этой цели будут решаться следующие задачи:
- преодоление нарушений произносительной стороны речи различной этиологии у детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых;
- преодоление фонематических нарушений у детей;
- преодоление общего недоразвития речи у дошкольников;
- подготовка дошкольников к обучению грамоте;
- лечение заикания у детей, подростков и взрослых;
- разработка и реализация различных программ психологической поддержки подростков и взрослых с заиканием, а также семей, в которых есть дети с заиканием;
- расширение коммуникативных способностей детей и взрослых с различными речевыми нарушениями;
- преодоление нарушений письма и чтения различной этиологии у младших школьников;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с различными речевыми нарушениями;
- консультирование специалистов-практиков (логопедов, дефектологов, психологов, педагогов) по организационным и методическим вопросам;
создание условий для повышения квалификации специалистов путем проведения семинаров, мастер-классов, организации стажировки на рабочем месте и др.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося, что характеризуется повышением квалификации специалистов; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям), взрослому обучающемуся непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для преодоления нарушений речи у детей и взрослых, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Основные направления работы:
— диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с (речевыми нарушениями) ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающее направление заключается в преодолении разнообразных речевых нарушений у детей, подростков и взрослых, обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительское направление обеспечивает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации - становления речи;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей и взрослых испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
— разработку и внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с учетом задач каждого возрастного этапа;
— выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с речевыми нарушениями, коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи различной этиологии у детей и взрослых;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевыми нарушениями, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, семинары, курсы повышения квалификации, стажировка на рабочем месте специалиста, информационные стенды, печатные материалы);
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение положительных результатов при работе по данной программе возможно при следующих условиях:
- достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;
- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;
- тесная взаимосвязь изучаемого материала по общеразвивающей и логопедическим программам;
- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- взаимосвязь в работе логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями.
Направления работы и особенности их реализации:
-
консультативная работа
-
диагностическая
-
коррекционно-развивающая работа
Логопедические занятия с учебными планами:
Программа ФФНР для детей 5 лет
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе (5 лет)
Период |
Звуковая сторона речи |
Развитите речи |
|
Основное содержание работы |
|||
Произношение |
Фонематическое восприятие |
||
1. |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. |
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. |
Развитие навыка употребления категории множественного числа существительных. |
2. |
Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. |
Определение наличия звука в слове. |
Закрепление в самостоятельной речи навыка: |
3. |
Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования ([с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л]): |
Составление схемы слова с выделением ударного слога. |
Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. |
|
Программа ФФНР для детей 6 лет
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе (6 лет)
Период |
Произношение |
Развитие речи |
Формирование элементарных навыков письма и чтения |
1. Сентябрь, |
Индивидуальные и подгрупповые занятия |
- Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями –и, -ы, -а, (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т.д.) |
- Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). |
2. Ноябрь, |
Индивидуальные и подгрупповые занятия |
- Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. |
1. Звуковой анализ слов. |
3. Март, апрель, май, июнь |
Индивидуальные и под групповые занятия |
1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода. Числа, падежа, времени действия. |
1. Звуки и буквы. |
Программа ОНР для детей 3 уровня речевого развития
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Период |
Основное содержание работы |
I |
Развитие лексико-грамматических средств языка |
II |
Формирование лексико-грамматических средств языка |
III |
Формирование лексико-грамматических средств языка |
Преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей и взрослых проходит по индивидуальному плану.
Программа подготовки к обучению грамоте.
Для коррекции дисграфии (т.е. с учетом всего нашего контингента) - программа составляется индивидуально по результатам обследования.
Планирование работы с группой заикающихся.
Информационно-просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам доступности образования со всеми участниками образовательного процесса
1. Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы.
2. Разработка памяток-рекомендаций, проведение тематических консультаций для родителей.
3. Использование страниц Интернета АНО ДПО «Логопед плюс» (www.logopedmaster.ru, www.logopedplus.ru), как инструмента по реализации программы посвященной вопросам дополнительного образования, коррекционной работе с детьми и взрослыми.
4. Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
6. Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса.
7. Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на конференциях, обучающих семинарах, курсах повышения квалификации, мастер-классах, в режиме дистанционного обучения.
Результатом такой планомерной работы будет являться:
- повышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса;
- повышение уровня грамотности родителей и их активное участие в жизни ребенка;
- коррекция выявленных недостатков речи у детей и взрослых.