Использование метода наглядного моделирования в логопедической работе с дошкольниками

В коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, достаточно трудно решить проблему формирования самостоятельного связного высказывания.

Систематический самоанализ привел к пониманию того, что применение традиционной наглядности на занятиях не приводит к значимому повышению познавательного интереса детей и не стимулирует речевую активность.
Часто на занятиях фиксировалось отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, рассеянное внимание и недостаточная сосредоточенность, быстрая утомляемость. Отмечался низкий уровень способности к построению предложений, преобладала обиходная речь с грубой фонетической и грамматической недостаточностью. Характерно неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность, скудность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; нередко допускались замены нужных слов другими, сходными по значению.

Особенную трудность представляет самостоятельный перенос отрабатываемых навыков построения предложений и коротких рассказов рамках одной лексической темы на другие темы.  

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что его использование вызывает интерес и помогает решить проблему мотивации. Кроме того, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Достаточно знакомым и «обкатанным» является использование символики гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих. Давно вошли в обиход описательные схемы по основным лексическим темам.
Однако дошкольникам с ОНР I и II уровня речевого развития трудно работать даже с перечисленными материалами. 
В данном случае пиктограмма представляет собой углубленно развернутый план высказывания с возможностью изменения построения для каждого конкретного случая.

Прекрасным пособием по этой теме является книга С.Н. Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм». Печатное издание снабжено компакт-диском с пакетом программ для ежедневного использования на занятиях.

Систематически включая разработанные автором задания по формированию самостоятельного высказывания в свои занятия (средняя группа для детей с ОНР), отмечаю значительные улучшения в речи.

Самостоятельно стала составлять пиктограммы к сказкам «Репка», «Колобок». «Теремок». Включала в них схемы предлогов, условные обозначения множественного числа и уменьшительно-ласкательных форм, и заметила, что дети предпочитают пиктограммы сюжетным картинкам. Пиктограмма гораздо подробнее и понятнее дает возможность воспроизвести последовательность событий и облечь их в речевую форму.

Считаю, что наглядное моделирование для детей с ТНР – эффективная технология коррекционно-развивающего обучения. Ее эффективность заключается в том, что развивается не только речевой компонент, но и вся познавательная сфера личности воспитанника ДОУ.

Автор: Чуприна Оксана