ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Когда ребенку исполняется год, вы вдруг в какой-то момент обнаруживаете, что это уже не младенец, а маленький человек, со своими вкусами, пристрастиями, он что-то хочет, а что-то активно отвергает. В период 1-2 года практически все дети, если им в чем-то отказали или их не поняли, могут устроить истерику: падать на пол, неистово кричать, бить руками или ногами по полу. Это можно назвать «испытанием на прочность». Не надо пугаться, возмущаться, уговаривать, лучше всего этого просто не заметить. Минут через пять, максимум десять ребенку станет скучно и он сам перестанет кричать.

В этом возрасте ребенок уже рвется играть с другими детьми, хотя еще не умеет этого. Как правило, он пристраивается рядом и играет сам, просто наблюдая за ними. Затем ребенок понемногу пытается играть с детьми, и это очень сложный период, потому что ему надо научиться понимать, что он не центр Вселенной, что у других детей могут быть совсем другие желания, что одной машинкой или куклой можно играть по очереди, а не тянуть только к себе.

Как и овладение ходьбой, речь отражает изменения в формах общения и детей, и взрослых. Родители тоже должны изменить свое отношение к ребенку, нельзя игнорировать его возросшие возможности и социальные потребности. Если взрослые этого не поймут, то и у них, и у детей возникнет много трудностей, только дети будут страдать по вине родителей.

Родители должны говорить правильно, не пытаясь подражать детскому лепету, не употреблять уменьшительные слова: домик, кустик ведь детям они скорее всего кажутся огромными и очень много читать и рассказывать. Детям, которым мало читали с раннего возраста, не умеют сосредоточенно слушать, у них рассеянное внимание, поэтому часто возникают проблемы в школе. В этом возрасте очень хороши книги В. Сутеева с их прекрасными иллюстрациями и простыми, доходчивыми текстами. Внимание детей еще очень неустойчиво, они часто отвлекаются, поэтому сначала можно просто рассмотреть картинки, а в следующий раз прочитать текст. Чтобы понять текст, ребенку вовсе не обязательно знать значение каждого слова в нем, достаточно, чтобы слово в сочетании с другими словами выражало мысль, доступную для понимания ребенка. Постепенно внимательное, вдумчивое прослушивание, а позже и чтение станет навыком, привычкой.

К концу второго года ребенок уже не говорит: «Коля хочет гулять, есть, пить», он начинает осознавать себя как личность и гордо заявляет: «Я хочу». В этот период дети часто стараются противодействовать взрослым, отказываются от чего-либо, даже если этого очень хотят. Важно проявить характер и чтобы считались с его желаниями. Мама Пети рассказывала, что она придумала игру: когда сын не хотел есть или спать, она говорила: «Ну и прекрасно! Спать (есть, гулять, играть) сегодня запрещается». Тут же следовал вопль: «Но я хочу спать (есть, гулять, спать)». Мама, так и быть, уступала и на какое-то время наступал покой. Потом повторялось все опять, но в какой-то момент малыш сообразил и спросил: «Мы что, так играем?». «Конечно», — сказала мама. Больше проблем не было. Если уж очень хотелось посопротивляться, Петя просил поиграть в «запрещательную игру».

Как правило, бунт ребенка обусловлен тем, что он перерос те формы опеки, которые ему предлагают родители. По отношению к ровесникам дети гораздо реже проявляют упрямство. Бунт относится к тем, кто больше притесняет, опекает, заботится. Поэтому не ущемляйте ребенка, не мешайте ему что-то делать самому. Да, он сделает плохо, неумело, осторожно подскажите как лучше, или просто переделайте потом сами, а ребенку скажите: «Ты вчера делал то-то и то-то. Я очень рада, что ты мне помогаешь, но давай немного поучимся и постараемся, чтобы получилось еще лучше. Мы потом расскажем об этом папе, и он будет гордиться тобой». Дети всегда, что бы они ни делали, ждут поощрения, похвалы, да и делать-то стараются все, чтобы заслужить нашу любовь.

Этот период очень трудный. Сохраните упрямство, эгоцентризм, капризность — и вырастет себялюбивый, черствый, ненадежный человек. Будете решительно подавлять неприятные формы поведения — превратите ребенка в робкое, неуверенное, пассивное существо. Трудно дать рецепты на все случаи жизни, в конце концов и дети все различны. Задача родителей заключается в том, что они должны не только любить своих детей, но и с самого раннего возраста видеть в них личность и уметь уважать ее. Вы хотите, чтобы вас слушали, но и вам надо научиться внимательно выслушивать проблемы и просьбы ребенка, разрешать все, что не опасно для жизни, выполнять обещанное, но уж если «нельзя», то должно быть всегда и у всех «нельзя». Даже самому маленькому ребенку желательно объяснить, почему это «нельзя», чтобы он понял — это не ваша сиюминутная прихоть, а по каким-то причинам опасно. Необходимо хвалить, поощрять все хорошее, что делает ребенок, а вот с наказанием не следует торопиться. Иногда надо просто объяснить, что вот в этом случае ты был не прав и поэтому такой результат. Если ребенок просто капризничает, иногда имеет смысл этого не заметить. Главное, чтобы ребенок понял, что никакие хныканье, слезы, рыдания не помогут добиться желаемого, а когда поймет — все станет на свои места. Но даже если вы сердитесь, постарайтесь избегать гневных интонаций в голосе, никогда не кричите, если не хотите впоследствии услышать, как кричит, возмущаясь, ребенок.

Примеры игр-занятий от 1 года до 3 лет

1. Научить ребенка понимать значение слов.

Предложите малышу покатать какую-нибудь зверюшку, например зайчонка, в машине. Посадите его в машину и толкните машину к ребенку. Потом попросите ребенка толкнуть ее к вам и так несколько раз. Конечно, машина будет переворачиваться, что вызовет восторг у малыша. Потом привяжите к машине веревочку и потяните ее.

2. Понятие вверх-вниз

Возьмите легкий мяч и предложите его покидать вверх, потом вниз.

3. Научить строить из кубиков дорожку, башню, дом, называя при этом обязательно цвет. К трем годам он уже сможет строить целые города. Кубики должны быть разные: просто одноцветные, с рисунками и обязательно с буквами. В какой-то момент малыш непременно спросит: «Что это?» Среди кубиков может, и магнитная азбука, и разрезная, и буквы из проволоки. Из последних потом хорошо составлять поезда-слова. К трем годам буквы желательно выучить.

4. Распознать предметы по звукоподражанию. Возьмите несколько зверюшек и предложите ребенку угадать, кто так кричит. Вы говорите: «гав-гав». Ребенок должен найти собаку и т. д.

5. Научите собирать пирамидку, обязательно обращая внимание на размер и цвет колец.

6. Как можно больше читайте книг и стихов. Когда ребенок начнет говорить, вы удивитесь, как много он помнит из прочитанного вами.

7. Когда ребенок начнет разговаривать, старайтесь обсуждать прочитанные книги, попросите пересказать их папе, бабушке. Конечно, вначале вам придется немного помочь, но чем дальше, тем лучше это будет удаваться малышу.

8. После полутора лет смело можно давать в руки фломастеры. Лучше всего взять кусок старых обоев и на обратной стороне начать рисовать вместе с малышом. После двух лет желательно давать краски, при этом можно один цвет развести в нескольких стаканах, чтобы получились разные оттенки, и предложить малышу сравнить их. Скажите: «Сейчас мы будем производить опыты». Звук незнакомого слова часто завораживает детей. К трем годам ребенок должен знать основные цвета спектра.

9. Расставьте в комнате несколько стульев или табуреток и предложите поиграть в «пятнашки», но так, чтобы, бегая, суметь увернуться и не задеть стул. Это поможет ребенку научиться лучше владеть телом, стать более гибким.

10. Развитие пространственного воображения, творчества. Желательно, чтобы у малыша был крупный конструктор, типа «Лего». Конечно, вначале строить будете вы, но ребенок должен активно помогать. Немного собрав, сделайте вид, что задумались и спросите: «Как ты думаешь, что бы еще сюда пристроить?» Идей будет множество, а главное ощущение сотворчества. И помните, что играть с ребенком надо только на равных, принимая его правила. Можно предложить их подкорректировать, но только с его согласия.

11. Скажите ребенку, что вы сейчас построите башню и пусть он сделает такую же. Закройтесь от него газетой или картоном и поставьте три кубика разного цвета один на другой, пусть он повторит расположение цветов. Только постарайтесь удержаться от подсказок и комментариев, если он будет делать не так. Просто потом попросите его назвать ваши цвета и его. Затем повторите задание, но уже с другими цветами.

12. Развитие зрительного внимания. Поиграйте в «Что пропало», эта игра хорошо развивает внимание. Возьмите три игрушки и предложите ребенку внимательно посмотреть на них, затем он отворачивается и вы одну убираете. Ребенок должен угадать, какую. В эту игру можно играть очень долго, постепенно увеличивая количество фигур. Мальчику можно сказать, что так готовятся в разведчики, а девочка будет преподавателем у них.

13. Очень хорошо развивает внимание игра «Ухо-нос». Вы беретесь за ухо и говорите: «Ухо», ребенок повторяет ваше движение. Затем вы беретесь за нос и говорите «нос», ребенок повторяет. Так несколько раз, а потом вы «ошибаетесь» — беретесь за нос, а говорите «ухо». Ребенок должен внимательно слушать, что вы говорите и браться за то, что вы называете, а не просто повторять движения. В дальнейшем игру можно усложнить: «Ухо — нос — глаз — рот» и т. д.

14. Еще одна игра, чтобы приучить ребенка внимательно слушать, «Поймай меня». Завяжите ребенку глаза лентой, и, зовя его по имени, предложите ему поймать вас, потом меняйтесь местами. Конечно, он будет вас ловить чаще, чем вы его.

15. Игра «паровоз».

Взрослый играет роль паровоза, а ребенок пристраивается к нему сзади «вагончиком». Вместе двигаются и повторяют:

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чу!

Я далеко укачу!

Т. Волгина

16. Играть можно и во время приготовления обеда. Вы варите борщ, а ребенок вертится тут же. Расскажите ему стишок, а затем предложите покормить зайку.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капусту нашел.

Сидит, грызет

17. Учите считать. Считайте все, что можно. С самым маленьким выучите считалку: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф — ой-ой-ой. Убегает зайчик мой. Считайте все: ступеньки, листики, встречных кошек, собак, сколько вилок, ложек надо положить на стол, сколько человек садится за стол.

18. После двух лет выучите название пальчиков, в этом вам поможет такой стишок:

Идут четыре братца

Навстречу старшому

И говорят:

«Здорово, большак»

— Здорово,

Васька — указка,

Мишка — середка,

Гришка — середка,

Крошка — Тимошка,

Здорово.

Читая этот стишок, не забывайте каждый раз показывать, где какой пальчик, позже можете просто спрашивать: Где «Васька — указка» или «Крошка — Тимошка» до тех пор, пока ребенок твердо не усвоит название пальцев. А еще лучше обрисуйте на листе бумаги ручку малыша, а он пусть раскрасит пальчики.

19. Одно из любимых занятий ребенка — разгадывать загадки. Поскольку он еще мал, то лучше загадывать такие, где ответ напрашивается сам собой.

Не будильник, а разбудит.

Запоет — проснутся люди.

На головке гребешок.

Это Петя —

(Петушок).

* * *

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках — иголки.

Что же это?

(Елка)

* * *

Грызть дрова — простое дело:

Я опилочек поела.

Сок древесный попила!

Кто такая я?

(Пила)

* * *

Схватил за щеки, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это?

Вот вопрос!

Все это делает

(Мороз)

* * *

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

* * *

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда,

Ну, конечно, я — ...

(Вода)

* * *

Из меня куличик печь удобно

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, желтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я —...

(Песок)

* * *

Все белым-бело сегодня

И светло, хоть солнца нет,

С неба сыплется холодный.

Белый-белый мягкий...

(Снег)

* * *

Я умею прыгать и катиться,

А если бросят — полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому...

(Мячу)

* * *

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же?

Почему же?

Потому что...

(Дождь идет)

20. Купите развивающие кубики Никитина и начинайте потихоньку осваивать их. Задания в них даются от самых легких до трудных, над некоторыми и вам придется, возможно, поломать голову. Но заниматься ими нужно осторожно, как только вы заметили, что ребенок устает или ему надоело, тут же предлагайте оставить игру на некоторое время, а потом вернуться к ней опять. Уберите ее куда-нибудь, чтобы ребенок ее видел, но не мог достать. По принципу: запретный плод сладок.

21. Пазлы ребенку еще трудно складывать, поэтому найдите дома 2-3 старых открытки, разрежьте их пополам и предложите ребенку собрать. Когда он будет уверенно с этим справляться, разрежьте открытки на 4 части и т. д. до тех пор, пока малыш не станет делать это легко и уверенно.