ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Каждый день мы говорим малышу: «Доброе утро», «Спокойной ночи», и в результате даже у трехлетнего ребенка понятия дня и вечера практически не существует. Поэтому в повседневной жизни необходимо почаще говорить: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать», «Сейчас день и мы будем обедать, а вечером придет папа с работы. и мы все сядем ужинать». Постепенно ребенок усвоит это, но чтобы ему помочь, найдите открытки, на которых изображены контрастные части суток (день — ночь, утро — вечер) и задавайте ребенку вопросы. Если вы не найдете дома подходящих открыток, нарисуйте их, как сможете сами, главное, чтобы ночью была луна, утром солнышко чуть показалось из-за горизонта, днем солнце высоко в небе, а вечером оно опять прячется.

Что изображено на картинке? Как ты думаешь, какое это время суток? А почему ты так думаешь? Если ответы вызывают затруднения, осторожно задавайте наводящие вопросы, но так, чтобы в них не заключался ответ. Можно спросить у ребенка: «Что мы будем делать вечером? Куда пойдем утром? Назови соседей утра, вечера, дня, ночи?» После того как ребенок твердо усвоил эти понятия, объясните, что все вместе это называется сутки. Конечно, после этого будет тысяча «почему». Проще всего объяснить малышу смену дня и ночи взяв, если есть, глобус, нет, замените его просто мячом. Отметьте жирной точкой место, где вы живете и держите мяч под настольной лампой. Скажите, что лампочка — это солнышко, оно всегда неподвижно, а мяч — это наша Земля, она вращается вокруг своей оси и вокруг солнышка, чтобы его всем досталось. Один оборот вокруг своей оси и есть сутки, а вокруг солнышка — год. Не бойтесь, что ребенок мал, не все поймет, неважно, в его головке все равно что-то останется, и он уже сам не раз попросит показать, как вращается земля и будет просить, пока не усвоит, тогда интерес пропадет сам собой. Покажите ему рисунок и скажите, что солнышко ходит по небосклону, как мы по земле. Возьмите любой рисунок ребенка, у всех, без исключения, на них есть линия горизонта. Дайте ему это понятие, а когда поедете летом на природу, покажите. Формирование представлений о времени расширяет понятие ребенка об окружающем мире. Гуляйте утром, днем, вечером и обязательно обращайте его внимание на положение солнца. Постепенно он усвоит, что солнце в середине дня стоит выше, чем утром и вечером. Впоследствии покажите ему рисунок и опять расскажите, как солнце по небу гуляет.

Не забывайте дать понятия «вчера — сегодня — завтра». Ну, забыли вы, что делали вчера, «А ты мне не подскажешь?», «Что нам надо сделать завтра?», «Куда мы собирались пойти сегодня?». Иногда можно просто спрашивать: «Как называются сутки, которые прошли? Как называются сутки, которые наступят? Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент?». Доведите это до автоматизма, чтобы ребенок отвечал не задумываясь. Объясните поговорку «день да ночь — сутки прочь». Для закрепления материала, загадывайте загадки.

Теперь можно переходить к дням недели. Расскажите, что в неделе семь дней: понедельник (после недели), вторник (второй день недели), среда (средний день), четверг (четвертый день), пятница (пятый день), суббота, произошла от слова саббат, что означает отдых, покой. Только во втором веке нашей эры император Адриан запретил христианам праздновать субботу и перенес выходной на следующий день недели — день Солнца. Спросите у ребенка, в какой день недели он не ходит в садик? Скажите: «Через три дня мы пойдем в цирк (театр, кино, гости). Сегодня среда. В какой день будет праздник?».

Разговор о временах года лучше всего начать с прочтения сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Спросите: «Сколько месяцев в году?», названия их ребенок, конечно сразу не запомнит, но времена года надо выучить. Начните для наглядности с того времени года, когда вы читали сказку.

Расскажите, что зима холодная. Идет снег, лед на реке, деревья и кустарники голые. Животных и бабочек не видно. Дни короткие, видишь, как рано темнеет. Погода очень холодная, поэтому мы тепло одеваемся. Медведи так боятся холода, что предпочитают спать всю зиму до весны.

На смену зиме приходит весна. Пригревает солнышко, тают сосульки и снег, бегут ручейки. Деревья наливаются соком из земли и даже цвет приобретают другой, а когда совсем потеплеет на них, распускаются листочки, зеленеет травка, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы. Дни становятся длиннее. Спящие зимой звери просыпаются, греются на солнышке. Птицы начинают вить гнезда.

Становится все теплее, это пришло лето. Все цветет, вас окружают ромашки, одуванчики, созревают фрукты и ягоды. Вокруг летают бабочки и жуки. Дни становятся все длиннее, а ночи короче. Вода в реке такая теплая, что можно купаться, а наша кожа приобретает золотистый оттенок. Это солнышко ее позолотило.

Однако всему хорошему приходит конец. Начинают желтеть или краснеть листики, они покрывают золотом аллеи в парке, а на деревьях их становится все меньше. Это пришла осень. Постепенно дни становятся все короче, перелетные птицы стаями улетают в теплые края. Люди собирают урожай. Дожди идут все чаще, дует ветер и гулять неприятно.

Предложите ребенку нарисовать времена года так, как он себе их представляет. Рассмотрите с ним картинки, изображающие разные времена года, обратите его внимание на деревья, дорогу, на местонахождения солнца. Разговаривая о лете, попросите ребенка назвать одним словом: вишни, черешню, сливы, яблоки, персики, груши. Часто дети знают все названия по отдельности, но не могут дать определения — фрукты. Это же относится к ягодам и овощам. Можете спросить, что носят летом и зимой, дайте понятие — одежда.

Периодически задавайте ребенку вопросы:

Назови первый (второй, третий) месяц зимы (весны, лета, осени).

Почему зимой идет снег, а не дождь?

Почему говорят, что декабрь завершает год и начинает зиму?

Назови зимующих птиц.

Какие деревья зимой зеленые?

Какие звери зимой спят?

Какие звери и почему меняют зимой шубку?