ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РЕБЕНКА О ВРЕМЕНИ

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!

Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь?

Слова минута, час для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни. Но, так или иначе, время все-таки существует для ребенка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий начало или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные нам часы и минуты станут для него осознаваемой меркой жизни, сформировать у ребенка представление о времени.

Возьмите большие игрушечные пластмассовые часы с передвигающимися стрелками и расскажите ребенку, что толстая и короткая стрелка — часовая, а узкая и длинная — минутная. Эти стрелки двигаются с разной скоростью. За один час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая — только от одной цифры к другой. Чтобы узнать, сколько минут прошла минутная стрелка, необходимо считать от цифры 12. Если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на цифре 2, то часы показывают 2 часа. Объясните ребенку, что в часе 60 минут, и что каждое маленькое деление на часах обозначает минуту. Переведите минутную стрелку на цифру 1, объясните, что теперь прошло пять минут и т. д. Не пытайтесь, чтобы ребенок сразу освоил понятия: полчаса, четверть часа. Только когда он твердо усвоит минуты и часы, ему можно вводить понятие полчаса, сказав, что половина часа составляет 30 мин. Потом нарисуйте циферблат на листе бумаги и цветными карандашами разделите его на четыре части. Объясните, что каждая часть называется четвертью, но не спешите. Как правило, дети довольно долго осваивают часы. Просто необходима постоянная тренировка.

Объясните ребенку понятия: сон, дрема, угомон. Сон необходим для отдыха организма, перед сном надо угомониться, успокоиться, а потом он ложится в постель, его одолевает дрема. Он еще не спит, но угомонившись и прикрыв глазки, лежит, дрема окутывает его, и он засыпает сладким сном.

Интересные задачки-шутки

1. В 12 часов ночи шел дождь. Может ли через несколько дней в это же время быть солнечная погода?

(В 12 часов ночи не может быть солнца)

2. Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.

(Вчера, сегодня, завтра)

3. Может ли дождь идти два дня подряд?

(Не может, их разделяет ночь)

4. Какие сутки длиннее: вчерашние, сегодняшние или завтрашние? (Одинаковые)

5. Можно ли вернуть день, который прошел?

(Вчерашний вернуть нельзя)

6. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом три сливы. Сколько всего деревьев зацвело?

(Ни одного, в январе деревья не цветут)