ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

До 1 сентября еще долго, но Вы уже сейчас раздумываете над вопросом: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Есть мнение, что чем раньше начнешь обучение, тем раньше его закончишь. Но ведь не хочется лишать ребенка детства. В этом вопросе нет жестких правил и рекомендаций. Все зависит от конкретного ребенка и его индивидуальной готовности к школе.

Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности ребенка к школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность

Степень готовности ребенка к школе по этим критериям определяется многочисленными тестами, которые с Вашим ребенком может провести любой детский психолог. О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости и состоянию здоровья.

Важным критерием также является желание Вашего ребенка идти в школу. Помните, что процесс подготовки к школе не должен быть авральным, готовьте своего ребенка к школе постепенно, и тогда к началу учебного года он не будет испытывать трудности с тем, чтобы адаптироваться к новой для него деятельности.

В чем же причины затруднений в подготовке ребенка к школе? Одна из них – несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы, и дело не только в интеллектуальном развитии. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Вот критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка познавательных способностей

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

- Был ли он в библиотеке?

- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

- Четко ли ребенок выговаривает слова?

- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

- Хорошо ли ребенок слышит?

- Хорошо ли он видит?

- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности)

серию картинок?

- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий

Оценка отношения к книгам

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность. Может ли ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

- Понимать смысл того, о чем ему читают?

- Четко выговорить свое имя?

- Запомнить свой адрес и номер телефона?

- Писать карандашом или мелками на бумаге?

- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

- Слушать и следовать полученным указаниям?

- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

- Проявлять интерес к окружающим его предметам?

- Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе

(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?

- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

- Поправляете ли вы речь малыша?

- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Смеетесь ли вы вместе с ним?

- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Эти критерии не претендуют на звание истины в последней инстанции, они скорее отражают общую тенденцию. Не на все вопросы нужно отвечать однозначно "да" или "нет", допускаются ответы "иногда", "часто", "время от времени".

Определение готовности детей к обучению в школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике, также можно обратиться к детскому психологу или в специальный центр. Рекомендуется

проводить диагностику готовности к школе дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. В этом случае, у дошкольников с отставанием в развитии необходимых для учебы функций, есть необходимый резерв времени для осуществления коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

При подготовке к школе важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навыки. Подготовка к школе будет тем более успешной, если процесс будет постепенным и длительным.