ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовка ребенка к школе включает в себя помимо развития психических функций – памяти, внимания, мышления, а также развития мелкой моторики и подготовки к письму, формирование простейших математических представлений. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых для всего дальнейшего обучения. Математика, как сложная наука, требует особого внимания на данном этапе.

Основу математики составляют числа. Однако число – абстрактная категория, поэтому часто возникают сложности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число или цифра. Школьный курс математики будет непростым, поэтому важно с самого начала заинтересовать ребенка математикой, повысить его мотивацию к обучению.

Начинать обучение лучше с простых операций с числами. Объяснять счет от одного до десяти можно с помощью предметов. К тому же ребенок лучше понимает то, к чему может прикоснуться, поэтому что такое «два яблока» гораздо легче объяснить, дав ребенку в руки два настоящих яблока, чем показав соответствующую картинку. Используйте для обучения счету время прогулок – как бы невзначай попросите ребенка сосчитать количество машин или птиц на дереве.

Важно учить ребенка сравнивать предметы по ширине, высоте. Хорошим помощником может стать работа по дому – попросите ребенка принести большую коробку или самую широкую тарелку.

Хорошо развивают у малыша навыки счета такие предметы как часы и термометр – научить ребенка определять время по настенным часам вовсе не такая сложная задача, как кажется.

Полезно будет обучить ребенка определять положение предметов в пространстве. Для этого можно использовать игрушки. Нужно расставить их в случайном порядке и попросить ребенка принести ту игрушку, которая находится ближе или дальше от него, или же справа, слева от стола.

Ребенок должен понимать такие понятия как много или мало. Используйте для этого книги с картинками – пусть ребенок, глядя на картинку, расскажет, каких зверей на картинке больше, каких меньше.

Полезно играть с разноцветными одинаковыми предметами. Поставьте перед ребенком три зеленых кубика и два синих. Каких кубиков больше? Добавьте еще три синих кубика. Что теперь можно сказать о синих кубиках?

Для формирования элементарных математических представлений нужно научить ребенка различать простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, четырехугольник.

Геометрические фигуры можно складывать из палочек или вырезать из бумаги. С помощью палочек также можно объяснять понятия больше, меньше, а еще из них можно составлять буквы и цифры.

При обучении математике, не стоит забывать и о логических задачках.

Развитие логического мышления воспитывает у детей познавательный интерес, желание учиться, стремление к знаниям.

Вот несколько игр и упражнений для объяснения простейших математических понятий:

Изучаем ноль

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов:

- Сколько коров в кармане?

- Сколько у нас дома крокодилов? и т.д.

- Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Счет в быту

Считайте все вместе с ребенком. Начинать счет надо не с понуканий "Ну давай с тобой ступеньки пересчитаем!". Будьте инициатором, примером, считайте сами, для интереса, с радостью. Вначале Ваша цель - продемонстрировать ребенку возможности устного счета, вызвать интерес к нему.

- Сколько ступенек?

- Сколько яблок купили?

- Сколько вилок на столе? и т.д.

5 по 5 Сделайте 5 фигур. Например: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 25 фигур. Потом можете расширить количество. Фигуры наклейте на картон. Желательно обклеить липкой пленкой. Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры; отдельно - зеленые и т.д. Такое занятие можно проводить очень долго, постоянно возвращаясь к нему. Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно - квадраты; отдельно - круги и т.д.) Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые - позади...

Помните, что перед вами стоит задача не только научить ребенка определенным операциям с числами, но выработать у ребенка интерес к математике.