КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ? (Ранний возраст. Советы для ответственных пап и мам).

Речь. Правильная, чистая, развитая. Как хочется, чтобы ребенок говорил хорошо, умел выразить свои мысли и чувства!

К сожалению, речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимы развитый слух и зрение, двигательные навыки, эмоции. Важно, чтобы достигли определенной степени зрелости структуры головного мозга. А еще нужны папа и мама. Именно их общение, ежедневное взаимодействие с ребенком творит настоящие чудеса!

Что же могут сделать родители для развития детской речи? Ученые доказали, что будущие «ораторы» вырастают в семьях, где:

1. Говорят простыми, понятными фразами.

2. К малышу обращаются «нараспев»: чуть медленнее и немного громче, чем к взрослому собеседнику.

3. Взрослые не боятся проявить эмоции: ведь интонации и выражение лица воспринимаются намного легче слов.

4. Имеют привычку «комментировать»: постоянно рассказывать о том, что происходит: «Смотри, мама варит кашу. Ах, какая вкусная каша!», «Где Ванюша? Спрятался? Под кроватью – нет. За шкафом – нет. Где Ванюша? Вот Ванюша! Нашла Ванечку», «Ой, дождь пошел! Кап-кап-кап. Как дождик капает? Послушай. Кап-кап-кап».

5. Сопровождают речь жестами, часто показывают пальцем: «Вот мишка!», «Вот кукла!», «Вот машинка!».

6. Не «сюсюкают», не искажают звуки.

7. Стараются совмещать «взрослую» и «детскую» речь: «Это собачка! Аф-аф». «Би-би! Поехала машина».

8. Поддерживают инициативу ребенка: говорят о предметах, на которые он смотрит, или вещах, которые он взял в руки.

9. Привыкли беседовать, глядя в глаза. Часто приседают и наклоняются к малышу. Позволяют видеть свое лицо, «считывать» артикуляцию.

10. Повторяют звуки, которые назвал ребенок. Дожидаются ответа (малыши так любят подражать взрослым!). Повторяют еще раз. «Па!», «Па?», «Па-па-па-па-па».

11. Повторяя, не забывают добавить полноценное слово, подходяще к ситуации: «Па! Ты сказал «па»? Умница! «Па»! Папа идет. Вот папа (показывает пальцем)».

12. Обращаются к ребенку, задают вопросы, даже если он не может ответить. Готовы терпеливо ждать «ответа», выдерживать паузу в несколько секунд: «Ты хочешь кушать? Да? (Пауза). Да. Будем кушать. Что будем кушать? (Пауза). Кашу. Ням-ням-ням. Вкусно? (Пауза). Вкусно. Ах! Вкусная каша».

13. Часто используют альтернативные вопросы: «Ты хочешь куклу или мишку?». Пусть малыш покажет, а лучше проговорит:

- Ку.

- Ку. Ты хочешь куклу? (Пауза). Вот кукла, держи.

14. Не требуют от малыша: «Повтори!», «Скажи!». Пока не появились слова, которые ребенок произносит сам, предлагают образец. Мимикой, интонацией побуждают к его повторению:

- ААА!

- Машинка? Тебе нужна машинка? (Пауза). Дай! (Держит машинку в руках). Дай! (Отдает).

- ААА!

- Пить? (Пауза). Пить! (Наливает воды). Пить!

- Пии.

- Да, пить. Молодец. Теперь понятно. (Отдает чашку).

15. «Озвучивают» ребенка, как бы говорят за него: о действиях, настроении, чувствах: «Катя плачет. А-а-а. Катя устала. Да, Катя? Устала».

16. Не перегружают ребенка. Малыши любят режим, ритуалы, которые повторяются ежедневно: «Мы идем гулять! Тук-тук (стучат). Открывайся, дверка!», «До свидания, ребята. Нам пора домой. Пока-пока (машут)», «Будем кушать! За маму: ам! За папу: ам!». Много новых событий, впечатлений, информации – это стресс. А стресс тормозит развитие речи.

17. «Дружат» с ритмом: двигаются с малышом под музыку, хлопают в ладоши, играют в ритмичные игры («Ку-ку», «Ладушки-ладушки, где были – у бабушки» и др.). Физиолог Г.Я. Трошин доказал, что именно через ритм нервная система получает стимуляцию, которая ей необходима. Помните, как сами подпрыгивали на папиных коленях?

Бугорок. (Подбрасывает). Бугорок. (Подбрасывает). Бугорок. (Подбрасывает).

Ямка! (Шуточно «роняет» малыша: позволяет провалиться между колен).

Сколько радости и пользы приносит эта простая игра!

18. Читают и много раз перечитывают стихи, произведения детских поэтов. Останавливаются в конце каждой строчки, делают паузу: когда-нибудь ребенок обязательно договорит:

Наша Таня громко… плачет,
Уронила в речку… мячик.

19. Пробуют совместить чтение стихов и любые ритмичные действия.

Речь – это движение. Ритм – это движение. Стихи, которые мама читает, качая ребенка на качелях, запоминаются намного лучше!

20. Любят качели и карусели. Вестибулярные функции – фундамент для развития нервной системы, а значит, и речи.

Возьмите на заметку эти простые приемы и тогда, если приложить достаточно усилий, мечта о красивой, богатой речи малыша, его коммуникативных успехах вполне может сбыться.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Афонина Наталья Юрьевна (г. Тула)