О нормах развития детской речи

Каждый ребенок – особенный и неповторимый. Между всеми детьми - значительные индивидуальные различия. И тем не менее есть общие представления о возрастных нормах развития, в пределах которых должен существовать здоровый малыш. Существуют такие нормативы и у логопедов.

Расскажем о них.

От 0 до 1 года. К концу первого года жизни большинство детей:

+ Знает свое имя. Вы зовете: «Денис» (или Маша, Петя, Димочка. Как зовут вашего, самого замечательного ребенка?), и малыш поворачивается к вам.

+ Понимает слова «нельзя» и «нет». «Нельзя!» - кричит, а лучше, строго произносит мама. И ребенок оставляет заинтересовавшую его бумажку.

+ Выполняет несложные просьбы: «Помаши папе!», «Скажи: пока-пока», «Поцелуй бабушку»… Да мало ли еще поводов для гордости: малыш понимает, малыш умеет!

+ Произносит около десятка слов. В идеале, хотя бы четверть из них должна быть понятна маме:

- Ки!

- Да, киса. Киса побежала!

- Бух!

- Упал мишка. Ой, упал…

+ Повторяет простые одно- и двухсложные слова: «мама», «бух», обожаемое многими «дай!»…

+ Любит играть в «Сороку-белобоку», «Идет коза рогатая». Конечно, если вы вовремя вспомнили про эти игры.

+ Проговаривает – кто-то лучше, кто-то хуже – звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г» и – четко – звуки «А», «У», «И», «О».

+ Может подражать голосам животных, звукам разных предметов. Логопеды называют это «звукоподражанием»: «аф-аф», «би-би», «му-у-у».

+ Протягивает предмет, оказавшийся в руках: «Дай кубик! Спасибо».

+ Смеется, охотно идет на контакт, демонстрирует искреннюю любовь к вам.

От 1 года до 2-х лет. Как правило, двухлетний ребенок:

+ Знает и активно использует от 100 до 300 слов. Словарный запас малыша вырастает в три, четыре раза! Половина слов, которые произносит малыш, понятна родителям. Пользуется словами «да», «нет», «хочу», «еще».

+ Умеет говорить фразой: «Мама, дай!», «Бум-бум, папа! Бум-бум». Впрочем, количество слов в предложении может достигать и четырех.

+ Любит, когда ему читают. Рассматривает иллюстрации и называет предметы, изображенные на картинках. (Конечно, речь идет о книжках для малышей).

+ Произносит свое имя.

+ Уже не просто показывает на предмет, но выражает просьбу словами: «Дай мяч», «Хочу куклу», «Мама, пить!».

+ Использует слова в разных падежах, то есть с разными окончаниями.

! Большинство согласных звуков звучат неверно. Так и должно быть! Ведь движения губ, язычка, нижней челюсти еще недостаточно согласованы. Малыш смягчает твердые звуки, отсюда «сюп» вместо «суп», «тям» вместо «там», упрощает сложные по артикуляции, поэтому вместо «шуба», «рыба», «лодка» слышится что-то непонятное («сюба», «ыба», «йодка» и другие, не менее интересные варианты).

От 2-х до 3-х лет. Почти все трехлетки:

+ Пользуются трехсловными предложениями, могут озвучить свои впечатления, мысли, помнят, что было вчера и даже полгода назад!

+ Задают много вопросов: «Что это?», «Почему?», «Куда?», «Где?».

+ Имеют словарный запас от 1000 до 1500 слов. По сравнению с предыдущим годом словарный запас вырастает в пять раз!

+ Знают часть суток и – минимум – два цвета

! Мягкие звуки по-прежнему преобладают над твердыми. «Ш» часто заменяется на «сь», «ж» – на «зь». А для р еще слишком рано.

Кстати, абсолютно естественно, если вместо «с» вы услышите «т», а вместо «з» - «д». «Ть» и «сь» нередко превращаются в «ч» и «ц». Звук «к» произносится как «х», а вместо «ы» звучит «и». Все это – явление временное.

От 3-х до 4-х лет. К четырем годам многие дети:

+ «Болтают без умолку», используя фразы из 4-5 слов.

+ Начинают употреблять сложные предложения. Уже можно услышать: «Я думаю, что…» и «Так, потому что…».

+ Спрашивают, спрашивают, спрашивают.

+ Умеют употреблять глаголы в прошедшем времени («Что делал?». «Бегал, играл, раскрашивал»).

+ Правильно произносят звуки – «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «м», «н» и – внимание – «с», «з», «ц».

+ Самые большие умнички выговаривают «ш», «ж», «ч», «л», «р». Впрочем, время освоить эти звуки еще есть.

От 4-х до 5-ти лет. На момент своего пятилетия ребята:

+ Обладают словарем около 3000 слов.

+ Пользуются всеми типами предложений. Они – полные, информативные. Средняя длина предложения – 5 – 6 слов.

+ Умеют пересказывать текст.

+ Подбирают простые антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий и др.).

+ Употребляют глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

+ Правильно произносят почти все звуки (исключением могут стать «р» и «л», реже – их мягкие пары). Стойкие искажения и замены других звуков, если они остаются в речи дошкольника – повод обратится к логопеду.

От 5 до 6 лет. Шестилетний дошкольник:

+ Обладает словарем около 4000 слов.

+ Умеет рассказывать и пересказывать, легко выражает свое отношение к событиям.

+ Употребляет все части речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

! Правильно произносит звуки.

Итак, теперь вы понимаете, что речь – чрезвычайно сложный процесс, который развивается, проходя через определенные этапы. Самый интенсивный период развития речи приходится на возраст до школы. Ребенок учится говорить, выражать свои мысли и чувства. Если вовремя заметить проблемы, отклонения от той самой «нормы», немедленно принятые меры могут преодолеть отставание в развитии малыша. Помните, чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше шансы на успех. Будьте внимательны к самому дорогому - своим детям.

С уважением, учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Афонина Н.Ю. (г. Тула)