Планирование работы логопеда по обучению рассказыванию

Вдумчивое чтение — основа успешной учёбы ребёнка. Именно с таким чтением у детей возникают проблемы настолько часто, что Минобрнауки в качестве допуска к ГИА в 9 классе, добавил испытание, призванное узнать насколько хорошо ребёнок понимает прочитанный текст. То есть, ученик должен не просто пересказать текст, а рассказать его, упоминая все микротемы, подмечая малейшие нюансы, стилистику, интонации и иронию. Это сложно. Обучиться за пару недель не получится. Идеально начинать ещё с дошкольного возраста. И вот тут неоценимую помощь ребёнку может оказать обучение детей логопедом. Грамотное, опирающееся на требования современных ФГОС. Поэтому план самообразования учителя логопеда обучению грамоте дошкольников обязательно должен включать уроки, которые помогут детям овладеть искусством красиво говорить.

Подобрать подходящие курсы повышения квалификации для логопедов в настоящее время легко. Главное, чётко сформулировать свои требования. Для обучения связанному рассказу и пересказу специалист должен владеть навыками работы с постановкой речи, развитием памяти и мелкой моторики. Пригодятся и курсы по нейропсихологии для логопедов.

Этапы обучения ребёнка пересказу

Развитие навыков пересказа начинается в раннем детстве. В 3-4 года малыш договаривает за взрослым слова в незаконченном предложении, стихотворной фразе. Может описать, что изображено на простом рисунке. В пять лет дети начинают осваивать монологичную речь, рассказывая о том, как они провели день в детском саду или отвечая на вопросы родителей. В шесть лет логопед начинает обучение грамоте. В это время закрепляются все сформированные ранее навыки. Отрабатываются точность и выразительность пересказов. Уделяется внимание технической стороне пересказа: ребёнок учится правильно выходить, стоять у доски, обращаться сразу ко всем своим слушателям. Затем уже начинают учить детей составлению собственных текстов: написанию изложений и сочинений. Таким образом, насколько успешен будет ребёнок в школе, зависит от его развития в дошкольный период.

Логопед мастер: курсы, которые помогают

На нашем сайте большое количество самых разнообразных курсов, которые вы можете посетить очно, либо изучить самостоятельно с помощью видеозаписей или текстов-конспектов занятий. Чтобы обучать детей рассказыванию, вам будут особенно полезны некоторые из них.
Обучение мнемотехнике (искусству запоминания). Вы познакомитесь с совокупностью приёмов и способов, облегчающих запоминание необходимой информации, увеличивающих объём памяти.
Дистанционные курсы для учителей логопедов помогут вам добрать новые полезные знания не выходя из дома, а также пополнить свою методическую копилку, в том числе правильно подбирать тексты для работы с детьми. Известно, ребёнок хорошо пересказывает те тексты, которые ему интересны, затрагивают характерные для него эмоции и соответствуют его житейскому опыту. Хорошо подходят рассказы Н. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки, М. Пришвина и многих других авторов. Богатый материал для отработки имеется и в русских народных сказках.
Курсы повышения квалификации для логопедов по ФГОС уделяют много внимания обучению рассказыванию. Маленьких детей учат рассказывать по игрушкам и предметам. Детей постарше — по картинкам, подобранным с учётом их возраста. Школьники составляют рассказы из личного опыта, описывая ситуации, свои переживания, явления природы. Позже переходят к сочинительству историй, сюжет которых задан учителем-логопедом. Педагог логопед выстраивает обучение последовательно. Сначала используется совместное рассказывание, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Позже применяются и другие методы:

  • рассказ по предложенному образцу;
  • использование частичного образца;
  • анализ предложенного образца;
  • рассказ по плану;
  • коллективное составление рассказа — всей группой или в парах, целиком или по частям;
  • наглядное моделирование.

Можно найти разные курсы логопеда с дистанционным обучением, предлагающие обучение использования наглядного моделирования для формирования связанной речи детей. Это модное направление сейчас считается одним из наиболее эффективным и подходящим к требованиям современных ФГОС. Используются самые разные виды моделей. В форме круга, квадрата и любой другой геометрической фигуры с расположенными на ней подсказками. Замена частей текста специальными значками. По большому счёту, моделирование текста — это его краткий план, доступный для понимания уже детям дошкольного возраста. Важно, что при этом дети помнят все микротемы, которые они должны упомянуть в своём рассказе или пересказе — а это именно то, что понадобится при допуске к ГИА в 9 классе.
Ещё один вид работы, который затрагивают многие очные курсы логопеда в Москве — обучение пониманию фразеологизмов. Устойчивые (крылатые) выражения отлично развивают речь и память, если использовать их грамотно.
Психолог логопед проводит ещё и обучение родителей, ведь только при активном взаимодействии семьи и образовательного учреждения возможно добиться действительно хороших результатов.

Планирование работы логопеда по обучению рассказыванию

Логопед планирует свою работу по речевому развитию детей, исходя из своих целей и имеющихся условий. Очень примерно план может выглядеть следующим образом:

  • сентябрь — знакомство, обследование детей (понимание речи, умение отвечать на вопросы, рассказывать, звукопроизношение, строение органов артикуляции, фонематический слух);
  • октябрь — работа над чистотой гласных звуков, развитие фонематической речи, договаривание за взрослым;
  • ноябрь — ударные и безударные звуки, уменьшительно-ласкательные суффиксы, притяжательные местоимения, рассказ со взрослым, рассказ по картинке;
  • декабрь — согласные звуки, отработка предложений, составление рассказов-описаний;
  • январь — глухие и звонкие согласные, работа над выразительностью речи, артикуляцией;
  • февраль — мягкие и твёрдые согласные, составление текста по двум простым картинкам;
  • март — предлоги, признаки предмета, знакомство с диалогом;
  • апрель — монологичная речь, рассказ по серии картинок, рассказ о себе и своих близких, понятие о синонимах и антонимах;
  • май — пересказ по плану, моделирование рассказа, сочинительство.

Каждый специалист постепенно вырабатывает свой план по развитию речи у ребёнка, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей. Личный профессиональный опыт — это очень важно! Однако стоит учитывать и опыт других, часто более опытных логопедов, чтобы работать ещё более эффективно.
Логопед мастер предлагает курсы повышения квалификации, построенные на разработках известных специалистов-логопедов, готовых проконсультировать и научить всему тому, что они знают и умеют сами. Выбирайте необходимый курс — и записывайтесь!