Логопед афазиолог - обучение и особенности работы

Афазия — слово греческого происхождения. Оно состоит из двух частей: «а» - отрицательная частица, «фазис» - переводится как «высказывание» и, в целом, означает невозможность высказаться. Таким образом, афазией называются все состояния, когда человек не может полноценно говорить либо не понимает обращённую к нему речь. Подобные речевые расстройства могут быть как у детей, так и у взрослых.

Почему возникает афазия?

Афазия — следствие поражения структур речевых центров, расположенных в головном мозге. Поражаются они при:
    черепно-мозговых травмах, в том числе родовых;
    воспалительных заболеваниях, к примеру, энцефалите, менингите;
    сосудистых патологиях — ишемическом и геморрагическом инсультах;
    опухолях головного мозга;
    «возрастных» заболеваниях — болезни Альцгеймера;
    неудачной операции на головном мозге.
Тяжесть проявлений зависит от размеров очага поражения и локализации процесса. Достоверно известно, что восстановление быстрее проходит у более молодых лиц, организм которых обладает максимальными компенсаторными возможностями.

Как проявляется афазия?

Характерны следующие нарушения речи:
    полное отсутствие речи;
    перестановка звуков и слогов;
    длительные паузы в речи;
    очень слабый голос;
    «телеграфный» стиль речи;
    забывание названий предметов;
    непонимание отдельных услышанных слов или фраз;
    невозможность повторить несколько слов за собеседником;
    патологическое многословие при полном непонимании речи окружающих;
    неспособность к чтению или быстрому чтению, пониманию прочитанного;
    нарушение письма — корявость почерка или неспособность воспроизводить элементы букв.

Работа логопеда-афазиолога

В случае афазии с пациентом работает целый коллектив специалистов, так как нужно определить точную локализацию поражения и её объём. Проводится оперативная и консервативная терапия. В процессе восстановления, как можно раньше, к работе подключается логопед, специализирующийся на восстановлении речи — афазиолог. Работа его небыстрая и последовательная. Результаты появляются раньше у детей и подростков. У лиц пожилого возраста — значительно медленнее. Но это не значит, что работать с пожилыми людьми не стоит. Напротив, коммуникативные навыки для них настолько важны, что даже небольшие подвижки оказывают колоссальное положительное воздействие. Поэтому занятия с логопедом нужно проводить усердно, регулярно и длительно, до достижения удовлетворяющего результата.

Логопед помогает восстановить:
1.    понимание речи;
2.    спонтанную речь;
3.    навыки письма и чтения, счёта;
4.    синхронизацию всех речевых процессов.
В своей работе афазиолог использует специальные методики, речевые упражнения и занятия, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексный подход помогает увидеть плоды труда логопеда уже спустя несколько полноценных занятий.

Как получить профессию логопеда-афазиолога?

Если вы интересуетесь вопросами нейрореабилитации и афазиологии, хотите профессионально помогать детям и взрослым восстанавливать навыки свободной устной и письменной речи, вы можете получить подходящую специальность — стать логопедом афазиологом.

Для этого можно поступить на подходящий факультет специализированного вуза и получить диплом.

Если у вас уже имеется профильное высшее образование: медицинское, педагогическое, психологическое или дефектологическое — можно пройти курсы повышения квалификации и получить соответствующее удостоверение.

Если у вас есть непрофильное высшее образование, то сначала вы должны пройти профпереподготовку по логопедии в объёме не менее 500 часов.

Чему учат на курсах повышения квалификации?

Придя на курс повышения квалификации по афазиологии, вы получите массу новых и очень интересных знаний.
Так, в ЛогопедМастер один из подобных курсов проводит логопед высшей квалификации Шевцова Е. Е. Она является нейропсихологом, доцентом кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова. Курс авторский, занятия проводятся в индивидуальном режиме. Вы изучите все необходимые для качественной работы темы.
    Что такое афазия и где располагаются речевые зоны коры головного мозга.
    Как изучалась эта проблема в разные исторические периоды, какие методы использовались.
    Какие причины вызывают афазию.
    Изучите классификацию А. Р. Лурия и будете чётко различать отдельные виды афазий:
    моторную афферентного и эфферентного типов;
    динамическую;
    акустико-гностическую (сенсорную);
    семантическую.
    Узнаете о нарушениях неречевых функций.
    Освоите основные навыки коррекционной работы при разных видах афазий.

Логопед-афазиолог — где работать?

Сегодня профессия афазиолога очень востребована. Специалисты этого профиля работают в поликлиниках, больницах, психо-неврологических диспансерах, коммерческих медицинских учреждениях и диагностических центрах. Логопеды-афазиологи работают с детьми и взрослыми, помогая им быстрее восстановить речь, то есть, возможность хорошей коммуникации с социумом, общения с окружающими людьми. Дело благородное, приносит массу положительных эмоций в связи с возможностью реальной помощи людям и радости возвращения им привычного уровня жизненного комфорта.

Чтобы стать логопедом-афазиологом, свяжитесь с нами и запишитесь на подходящий курс.

Рекомендуемая литература:

Визель Т. Г., Как вернуть речь: Инсульт и нарушения речи, афазия, дизартрия

Щербакова М.М., Сборник заданий для восстановления речи для больных с акустико-гностической афазией. I часть.

Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией