АЛАЛИЯ

Алалия — это полное отсутствие или грубое недоразвитие речи (lalio — греч. — речь), обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до сформирования речи (примерно до 2—3 лет). Такое поражение при неблагополучном протекании беременности может произойти внутриутробно. Нередко оно бывает связано также с черепно- мозговыми травмами при родах или с асфиксией при рождении. Повреждение мозговых структур в более позднем возрасте может быть результатом ушибов в области головы или воспалительных заболеваний головного мозга (в частности, менинго-энцефалитов). Столь раннее повреждение мозга приводит к снижению возбудимости нервных клеток, их быстрой истощаемости, а значит и к уменьшению их работоспособности. Со всем этим и связаны нарушения в речевом развитии ребѐнка. Дети, страдающие алалией, имеют нормальный (не сниженный) слух и полноценный интеллект, однако появление речи у них может задерживаться до 3—5 и даже более лет. В дальнейшем развитие речи идѐт с выраженными отклонениями от нормы, причѐм страдают сразу все еѐ стороны — и звукопроизношение, и словарный запас, и грамматический строй. Нарушается как собственная речь ребѐнка, так и понимание им речи окружающих. По этой причине алалию принято относить к «системным» нарушениям речи, при которых она нарушается именно как система, то есть сразу во всех своих звеньях. Этим алалия отличается от простой задержки речевого развития, при которой появившаяся с запозданием речь в дальнейшем развивается нормально.

 Сам факт существования «простых» задержек в речевом развитии детей нередко усыпляет бдительность родителей, вселяя в них не всегда обоснованную надежду на то, что «всѐ обойдѐтся». Однако логопедическая практика свидетельствует не в пользу позиции пассивного выжидания, нередко приводящей к безвозвратной потере драгоценного времени. К тому же даже в случаях «простой» задержки речевого развития своевременно предпринятые меры ничего кроме пользы не принесут: чем раньше будет преодолена эта задержка, тем полноценнее и спокойнее пойдѐт дальнейшее развитие речи ребѐнка. Алалия бывает разной степени тяжести. В более лѐгких случаях с 3—4 лет речь у ребѐнка, хотя и медленно и искажѐнно, начинает развиваться самостоятельно. В тяжѐлых случаях она может отсутствовать до 10—12 лет. В нашей практике мы наблюдали даже случай, когда страдавший алалией и проживавший в сельской местности юноша оставался полностью «безречевым» до 23 лет. Однако при органическом поражении головного мозга дело обычно не ограничивается повреждением одних лишь речевых зон коры, в силу чего при алалии страдает не только речь, а имеются и некоторые другие (неречевые) расстройства. Об этом подробнее будет сказано при рассмотрении разных форм алалии.

При поражении различных речевых зон коры головного мозга речь нарушается по- разному. Так, при преимущественном повреждении двигательных (моторных) речевых зон на первый план выступают трудности порождения речевых высказываний — ребѐнок достаточно хорошо понимает речь окружающих, но сам не говорит. Если же очаг повреждения находится в слуховых (сенсорных) отделах коры, то в первую очередь страдает понимание речи. В соответствии с этим большинство исследователей выделяют две основные формы алалии — моторную (экспрессивную) (см. книгу Ковшикова В. А. "Экспрессивная алалия") и сенсорную. В случаях комбинированного поражения сенсорных и моторных зон алалия проявляется как сенсомоторная (нарушено и «говорение» и понимание). Именно эти формы алалии наиболее часто встречаются и в практике логопедической работы. Для работы с этим речевым нарушением мы рекомендуем следующие книги:

 Смирнова Л.: Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи - пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога Смирнова Л.: Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи - пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи и содержит сетку занятий, тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте. Волкова Л. С.: Системные нарушния речи: алалия, афазия - материалы учебного пособия полезны для понимания сложных речевых нарушений (механизмов, симптоматики), их наиболее ранней диагностики и коррекции. Пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов и логопедам Волкова Л. С.: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи - в книге представлены тексты и извлечения из работ классиков логопедии и современных ученых по тем проблемам, которые ранее не рассматривались в изданиях хрестоматийного плана, представлен материал преимущественно методического характера по проблемам фонетико-фонематического, общего недоразвития речи и сложного речевого дефекта, в том числе касающийся вопросов наиболее ранней диагностики и коррекции, пособие адресовано студентам и логопедам- практикам.

Вы также можете прочитать статьи "Сенсорная алалия" и "Моторная алалия", в которых подробно описаны виды этого речевого нарушения.