ТЕЛО, ДВИЖЕНИЕ, ГОЛОС

Что значит быть хорошим оратором, или владеть ораторским мастерством? Мастерство оратора включает в себя комплекс умений. Это умения

• доходчиво излагать свои мысли

• быть убедительным, оказывать влияние на слушателей

• управлять вниманием слушателей, вызывать интерес, к себе и содержанию высказывания

• чувствовать себя уверенно во время публичного выступления и в общении

• говорить ярко, понятно, увлекательно

• владеть голосом и говорить выразительно, играя интонацией, темпоритмом, громкостью

• быть готовым к неожиданным поворотам, находчивым

• быть свободным, раскрепощенным, разнообразным

• быть подвижным, телесно выразительным, экспрессивным

• быть конгруэнтным: развивать контакт с аудиторией, учитывая «обратную связь», соответствовать и быть уместным, творчески приспосабливаться к ситуации

• быть эмпатичным - тонко чувствовать аудиторию, ее настроение - удерживая позицию «ведущего»

• говорить с удовольствием

Как этому можно научиться?

Задача научиться этому комплексу умений кажется вам архисложной и трудновыполнимой? Признаюсь, мне тоже.

Но что если взглянуть на эти умения как на универсально-человеческие? Какие способности в нас заложены «по определению»: я-человек, значит, способен...?

Разделим перечисленные выше умения на группы и посмотрим на них «психологическим взглядом».

1. Я, мое состояние и мои личностные качества :

• я находчив, свободен, раскрепощен; подвижен, телесно выразителен, экспрессивен, разнообразен.

Заметим, что это, с одной стороны –индивидуальные качества, свойственные каждому из нас, взрослых, в очень особой степени и создающие вместе неповторимую картину индивидуальности каждого. С другой стороны, это - универсальные свойства каждого человека. Вспомните, как выражают себя маленькие дети: каждому свойственно все, что мы здесь назвали. А поскольку все мы были маленькими детьми, мы имеем богатый собственный опыт свободного и естественного самовыражения. И если мы не теряем из виду второе утверждение и исходим из того, что все это – наши природные свойства, мы можем работать над восстановлением наших «природных», врожденных способностей, (дополняя их, конечно же, осознанной саморегуляцией. Что, согласитесь, проще, чем если бы мы «создавали их заново», на пустом месте.

• Я чувствую себя уверенно и готов к любым неожиданным поворотам (в ситуации публичного выступления)

В основе уверенности в себе лежит достаточно высокая самооценка, которая, в свою очередь, укоренена в раннем детском опыте и основана на базовом доверии, принятии и уважении, к себе и другим. И, возможно, самый прямой путь к уверенности в себе лежит через самовоспоминание – себя в том возрасте, когда окружающие взрослые внимательны ко мне, такому, какой я есть; когда меня принимают, выражают одобрительное отношение ко мне и разным моим проявлениям. Это питает мое доверие к миру, такому разнообразному; взращивает мое самоуважение и самооценку.

Что это значит для начинающего оратора? Что на учебных занятиях мы создаем атмосферу взаимного принятия и уважения, восстанавливаем свою способность ценить себя – а также другого, взращиваем взаимное доверие и открываем себя – себе, другим участникам, миру, который представляет собой группа.

2. Я тонко чувствую и эмпатически понимаю других

• я конгруэнтен: развиваю контакт с аудиторией, учитывая «обратную связь», нахожу соответствующие и уместные «здесь и сейчас» формы самовыражения, творчески приспосабливаюсь к изменчивой ситуации

• я эмпатичен: тонко чувствую аудиторию, ее настроение. Это позволяет мне уверенно управлять ситуацией, удерживать позицию «ведущего».

И, согласитесь, это также универсальные характеристики, общечеловеческие умения. Без них мы не можем обойтись в самых различных жизненных ситуациях взаимодействия: мать-дитя, студент-экзаменатор, командная игра, жизнь в группе детского сада или школьном классе, тост в застолье ...

Это означает, что на занятиях по ораторскому мастерству мы занимаемся «прикладной деятельностью»: переносим наши умения на эту сферу и оттачиваем их в подходящем контексте.

3. Я влияю на других (аудиторию) и веду за собой:

• я доходчиво излагаю свои мысли • умею быть убедительным, оказывать влияние на слушателей

• умею управлять вниманием слушателей, вызывать интерес, к себе и содержанию высказывания

• я говорю ярко, понятно, увлекательно

• я владею голосом и говорю выразительно, играя интонацией, темпоритмом, громкостью

Вот мы и дошли до навыков, необходимых хорошему оратору. И опять кажется очевидным, что они не являются специфическими, подлежащие тренировке именно в всвязи с ораторской деятельностью. Нет, это опять наши общечеловеческие умения: мы учились излагать свои мысли в школе, оказывать влияние на других людей – прямо с младенчества, когда не умели удовлетворять свои потребности иначе, чем побуждая других позаботиться о нас... Вспомните, сколько вы рассказали стихов, историй, анекдотов, сколько спели песен, начиная, может быть, с первого празднования вашего дня рождения. А сколько раз вы прибегли ко лжи и остались неразоблаченными? Значит, вы имеете опыт быть убедительными и влиять, увлекать слушателей.

На занятиях, посвященных совершенствованию ораторского мастерства, нам предстоит собрать воедино имеющиеся навыки, осознать их, исследовать, экспериментируя и «подчистить», улучшить... и практиковать, развивая свой природный ораторский талант. Начинать такую работу в пространстве учебной группы очень эффективно: в группе встречаются очень разные люди и происходит «взаимообмен уникальностями», когда каждый участник может свободно и творчески выражать себя, являя другим образцы своих умений, глядясь в «зеркало» группы, получая обратную связь и расширяя сознавание, а также воспринимая разнообразные проявления других участников и, таким образом, обогащая свой ролевой репертуар. Кроме того, группа является моделью «аудитории», перед которой можно тренировать ролевое поведение, совершенствуя свои ораторские умения.

Как видим, умение красиво говорить не является самостоятельным, существующим отдельно умением человека: оно является проявлением личности и отражает индивидуальные особенности человека. С другой стороны, как «функциональный механизм» речевой навык является частью двигательных паттернов человека и неразрывно связан с паттернами дыхания и пользования голосом. Не является ли прямым логическим следствием этого необходимость работать, ради совершенствования ораторского мастерства, с чем-то, что выходит за рамки собственно «деятельности публичного выступления» - с движением, дыханием, голосом?

Вот почему мы используем уникальный инструмент в работе по развитию ораторского мастерства - занятия ритмическим экспрессивным движением.

Что это за метод и как он работает?

Занятие ритмическим экспрессивным движением является базовым инструментом в Системе развития человека Rio Abierto, основанной в Аргентине в 50-х годах прошлого века и практикуемой сегодня во многих странах мира, в том числе (с 2002 года) в России.

От широко применяемой сегодня и у нас в стране практики психотерапии система отличается в главном – представлении о человеке. Система Rio Abierto понимает человека как существо энергетическое, постоянно пребывающее во взаимообмене и взаимосвязи с окружением (ближним и дальним, микро- и макромиром) – через эмоции, мысли, действия, энергии, от физических и материальных до самых тонких. И от того, насколько гармонично человек «вписывается» в большой мир как его часть и насколько гармоничен и целостен его собственный мир - зависит его физическое здоровье, эмоционально- психическое благополучие и духовное развитие. В отличие от психотрапии, система ориентирована не на излечение полученных человеком в течение жизни и социализации душевных ран и травм – а на всестороннем развитии, самопознании, присвоении и освоении собственных неиспользуемых возможностей.

Занятия экспрессивным ритмическим движением включают движение вслед за инструктором или иным участником под музыку, работу с телом и пластикой, а также работу с дыханием и голосом. Заметим, вспоминая сказанное выше: этот прием «включает» регрессивные, детские способы поведения. Следуя за предлагаемым ведущим движением, мимикой, звучанием под различные быстро сменяющиеся ритмы и мелодии, каждый имеет возможность «отпустить» себя, выйти за рамки привычных ограничивающих масок, эмоций и схем движения, пережить свободу звучать, двигаться, чувствовать и выражать себя естественно и полно, взаимодействовать с другими, по чувствовать и пережить общность, принадлежность – то есть удовлетворять многие базовые человеческие потребности.

Постепенно (часто очень скоро) тело освобождается от оков обыденности – и мы с удивлением и восхищением открываем себя и свои возможности – красиво, разнообразно и естественно двигаться, смело и творчески взаимодействовать, общаться, звучать, петь, кричать... Это дает прилив сил, энергии, уверенности, радости жить.

Это расширение возможностей сказывается во всем: походке, настроении, звучании голоса, энтузиазме. С уверенностью прирастает доверие и принятие. Развивается гибкость, способность различать нюансы и оттенки, чувствительность, эмпатия. А это – благодатная почва для совершенствования ораторского мастерства. Ведь, по существу, двигаясь и выражая себя на занятии, я «говорю» (телом, движением, голосом), открыто предъявляю себя, ясно и полно воспринимаю, получаю и даю внимание, обогащаю свой ролевой и поведенческий репертуар.

Резюмируем сказанное: занятия ритмическим экпрессивным движением

• учат управлять пластикой тела, выражать эмоции через голос и движения

• учат мастерству импровизации, что помогает органично «встраиваться» в любую ситуацию

• дают опыт сценического движения и возможность тренироваться в пластической выразительности,

• учат свободно двигаться и общаться с публикой

• дают возможность тренировать дыхание

• помогают зазвучать вашему голосу в полную силу

• учат владеть голосом, звучать ярко и энергично при выступлении

Кроме того, участники получают опыт работы на публике и могут развивать уверенность в себе и в собственных силах при общении, пережить опыт преодоления страха перед аудиторией и приобрести умение вести за собой и удерживать внимание аудитории – то есть развивать необходимые оратору умения и навыки на прочном фундаменте ораторского мастерства.

Автор статьи: Васильева Ольга Ивановна, психолог, психотерапевт, инструктор системы Rio Abierto, ведущая занятий ритмическим экспрессивным движением.