Дети, телевизор и развитие речи

Телевизор стал неотъемлемой частью нашего быта. Во многих семьях он используется почти непрерывно, работает «для фона», даже когда члены семьи заняты повседневными делами. 

А значит, и знакомство ребенка с «голубым экраном» происходит уже в раннем возрасте, в период созревания и активного развития высших психических функций, в том числе и речи.

Малыши, как завороженные, вглядываются в рекламные ролики и часами смотрят мультфильмы. То, что телевизор привлекателен для ребенка, не вызывает сомнений. Но вот полезен ли он?

В замечательный – сенситивный - период раннего детства мозг ребенка «настроен» на изучение языка. Малыш с легкостью усваивает семантику слов (вот «мама», «папа», «кот», «машина», «кукла»…), начинает овладевать словоизменением или грамматикой («Коля играет», «дети играют»; «на столе конфеты», «взять можно только одну конфету») и, конечно, пытается говорить.

Казалось бы, в богатой речевой среде, которую создает телевидение, развитие речи должно идти быстрее: ведь ребенок буквально окружен словами, слышит их, соотносит с картинкой на экране, иногда – по нескольку часов в день. 

Однако современные исследования свидетельствуют об обратном: дети до полутора лет, которые регулярно смотрят телевизор, обладают меньшим словарным запасом, чем их ровесники. Речевые нарушения у юных поклонников телевидения возникают в шесть (!) раз чаще.

Да что наука! Достаточно посмотреть вокруг: на поколение, которое растет с работающим телевизором. Еще пятнадцать-двадцать лет назад обращение к логопеду было чем-то исключительным, а сегодня помощь специалиста нужна половине воспитанников детского сада. Согласно общероссийским показателям, 65% дошколят имеют те или иные нарушения речи (Л.С. Вакуленко, О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова и др.).

«Неговорящий» ребенок среди двухлетних, увы, тоже не редкость. А некоторые начинают говорить только в три.
Дело в самом процессе развития речи: дети усваивают язык, общаясь, взаимодействуя с мамой, папой, людьми вокруг. Ребенок у экрана пассивен, а потому нем. Зачем говорить, если обратная реакция телевизору не требуется?
Некоторые последствия «просиживания» у экрана проявляются в школьном возрасте. Маленький обожатель ТВ, читая, теряет строку, с трудом улавливает смысл длинных слов, прикладывает огромные усилия в целом. Причина кроется в слабости глазных мышц. Да-да, телевизор влияет не только на остроту зрения ребенка. Страдают объем и качество чрезвычайно важных непроизвольных движений глаз. При нормальном чтении наш взгляд постоянно перепрыгивает вперед-назад («сканирует» слово) и перемещается слева направо по странице. Ребенок, который пристально смотрел на экран, оказался лишен возможности натренировать эти базовые умения. Читать ему физически тяжело. В классификации речевых нарушений расстройства чтения выделены в отдельную группу и называются дислексией.
Означают ли данные факты, что от телевизора (а заодно и от равнозначных компьютера и планшета) нужно отказаться? Разумеется, нет. Сегодня существует огромное количество познавательных передач, добрых сказок, мультфильмов. Они – часть детства современного малыша. Но любой ответственный, думающий и желающий добра родитель должен понимать, для чего он нажимает кнопку «вкл».

Задайтесь вопросом: «Зачем я показываю детям эту передачу?», контролируйте время у экрана и обсуждайте увиденное. Лучше быть рядом с ребенком, когда он знакомится с очередной сказкой (мультфильмом). Ваши беседа и комментарии сведут на нет опасную пассивность, станут недостающим звеном, условием развития речи. Кроме того, присутствие взрослого является своего рода лакмусовой бумажкой, залогом действительно качественного содержания ТВ. Ведь просматривать очередную серию яркой и бессмысленной «ерунды» вы вряд ли захотите, а вот волшебные истории А.Роу или «Ну, погоди!» вспомните с удовольствием.

Любите своих детей, дорожите общением с ними и не превращайте телевизор в бесплатную «няньку», тогда беспокоиться о вредном влиянии техники вам не придется.

С уважением, Афонина Наталья Юрьевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории (Тула)