УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ

Известно, что мелкая моторики и развитие речи ребенка связаны.

Мелкая (или тонкая) моторика – это согласованные, точные движения пальцев рук.

Чем четче, активнее двигаются детские пальчики, тем лучше говорит малыш.

То, что знали, интуитивно чувствовали наши бабушки, играя с детьми в «Сороку-белобоку» и «Идет коза рогатая», современные ученые обосновали с позиции науки: в коре головного мозга зоны, управляющие мелкой моторикой, и зоны, ответственные за моторику речи, находятся рядом. Каждый раз, когда ребенок действует пальчиками, импульс, рожденный в зоне мелкой моторики, затрагивает и зону речи: стимулирует, «будит» ее.

Именно поэтому самое пристальное внимание нужно уделять играм и упражнениям, которые тренируют пальцы малыша. В наше время их существует великое множество. Предлагаем вспомнить некоторые.

♦ Кубики, конструктор, мозаика. Ставя кубик на кубик, складывая детали конструктора, пытаясь попасть стержнем мозаики в крохотное отверстие, ребенок учится контролировать движения рук. Эти игры делают малыша ловким и аккуратным, что просто необходимо в быту.

♦ Пирамидки, матрешки, доски-вкладыши также хорошо тренируют зрительно-моторную координацию, совершенствуют точность движений.

♦ Шнуровки – игры, в которых дошколенок протягивает бечевку из дырочки в дырочку («пришивает» пуговицу, «кормит» яблоком червячка) – в будущем помогут правильно держать ручку, карандаш, ведь действует ребенок, используя правильный захват: тремя ведущими пальцами. Проследите, чтобы малыш, играя со шнуровкой, пользовался поочередно левой и правой руками: так отрабатывается симметричность.

♦ Бесценны для развития мелкой моторики лепка, рисование, аппликация. Они тренируют мышцы, участвующие в письме. Поощряйте эксперименты ребенка с красками, карандашами, пластилином. Найдите возможность повесить на стену его рисунки, выставить некоторые поделки. Таким образом вы сможете поддержать желание сына или дочери заниматься творчеством.

Попробуйте оценить, насколько сформирована моторика вашего малыша.

Ребенок в возрасте от года до двух лет уже умеет переворачивать страницы и с удовольствием рисует каракули; в два – три года правильно держит ложку, карандаш, может сам расстегнуть пуговицы и – почти ровно – копирует нарисованный вами круг; от трех до пяти он научится ловко резать бумагу ножницами, чертить от руки простые геометрические фигуры, в том числе повторять – точь-в-точь – квадрат и треугольник, изображенные взрослым; на пороге школы шестилетка без труда перерисует фразу «Он ел суп»: читать прописные буквы дети пока не научились, но замысловатый «узор» повторяют очень похоже.

Помните: развитием мелкой моторики, координации, глазомера, формированием графических навыков родители могут заниматься самостоятельно, начиная с первых лет жизни малыша. Тренируйте пальчики, развивайте речь и – косвенно – готовьтесь к школе.

С уважением, Афонина Н.Ю., 
учитель-логопед высшей квалификационной категории (г. Тула).