Алалия - Визель Татьяна Григорьевна​

Алалия

Автор: Визель Татьяна Григорьевна - профессор, доктор психологических наук

Наиболее тяжелым расстройством речи, возникающим вследствие органического поражения ЦНС, является алалия. В отличие от дизартрии при алалии нет параличей или парезов речевых органов. Картина речевого расстройства сводится к общему недоразвитию речевой функции, то есть у ребенка или совсем не развивается речь или же развивается с грубыми отклонениями. Слово не рождается, остается в «небытии». Ребенок плохо понимает речь других людей. При нормальном развитии дети, слушая речь взрослых, обучаются говорить. Именно слух, способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Если же такое понимание затруднено, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Однако, следует подчеркнуть, что дети с алалией не глухие, то есть физический слух, способность слышать вообще, у них есть. Они не различают, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.

Алалии, при которых в первую очередь нарушено понимание речи, а затем уже устная речь, носят название сенсорных. Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Правильный диагноз в этом случае имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика. Существует также опасность того, что сенсорный алалик может быть расценен как умственно отсталый, ведь речь — важный показатель развития интеллекта. Не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией действительно могут привести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Пока же этого не произошло, ребенка-алалика отличает от умственно неполноценного «живость» эмоций, заинтересованность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: новая игрушка, общение с животными, картинки в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т. д.

Дети с сенсорной алалией встречаются нечасто. Более распространена другая форма этого недуга, а именно моторная алалия. Дети с моторной алалией могут (хоть и не в полном объеме) понимать речь окружающих, но сами не говорят. Родители, как правило, недоумевают: ребенок слышит, понимает речь, может совершать различные движения губами, языком (дует, жует и пр.), но сам не говорит. Это действительно трудно понять.

Речь — это функция, которая появляется у ребенка в результате освоения им внешнего мира — мира, который его окружает. Первые познания основаны на способности обращать внимание на предметы, их качества, действия.

Как познавать? Включать внимание, зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и полученные ощущения обрабатывать мозгом - запоминать. ВНЕШНИЙ МИР И ЕСТЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ.

Обязательными условиями такого начального развития ребенка являются:

  • Отсутствие врожденных нарушений мышления, слуха и зрения, параличей речевых мышц.
  • Контакты (в том числе речевые) с ребенком со стороны взрослых.
  • Полноценная среда обитания.

Последнее условие является очень важным. Надо иметь в виду, что ребенок запоминает не только то, что познает активно, но и то, что отпечатывается в его мозге как бы без его участия. Это похоже на то, как ставят печать на документ — приложил ее в готовом виде к листу бумаги и оставил след. Таким образом, какова среда обитания, то и отпечатается в нервных клетках детского мозга. Всю жизнь это будет храниться в памяти, которая может и не осознаваться, и в критические моменты неожиданно проявлять себя теми или другими поступками, причину которого человек сам, как правило, не понимает.

С точки зрения работы мозга, основное условие приобретения ранней речи — это связь между теми звуками и зрительными образами, которые существуют во внешнем мире и той областью в мозге, которая перерабатывает их в речь. Для этого между областями мозга существуют проводники, по которым передается информация. Проводящие пути — это пучки белых волокон. Если они все повреждены, то речь не приобретается, если частично — нарушения речи менее грубые. Оно может ограничиваться только нарушением звукопроизношения (дислалией).

Почему же такое может случиться, почему проводящие пути могут не выполнять своих функций? Определенного, общепринятого ответа на этот вопрос наука пока не дает. Раньше было принято считать, что в результате родовых или же внутриутробных травм поражаются речевые зоны мозга, однако, с появлением такой техники как КТ (компьютерная томография), МРТ (магнитно-ядерная томография) и др. было обнаружено, что это не так. Выявлены дети, у которых в речевых отделах мозга имеются повреждения, чаще всего кисты, а они развиваются в речевом отношении нормально. Наиболее велика вероятность того, что причиной безречия у детей является неполноценность проводящих путей (белое вещество), которые связывают различные зоны мозга (серое вещество).