МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ

В 2010 году вступили в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы в дошкольных учреждениях, которые регламентируют содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ. Однако, как показывает практика, до сих пор большинство педагогов детских садов имеют смутное представление о ФГТ и их назначении. Удивляет тот факт, что и нередно методисты ДОУ компенсирующей направленности убеждены, что ФГТ не для них, т.к. воспитанниками являются детишки с речевой и интеллектуальной патологией. Однако ФГТ именно для этого и создавались, чтобы все воспитанники детских садов – с нормальным или нарушенным развитием, которых сейчас большинство, - получали ОДИНАКОВЫЕ стартовые возможности для освоения начального школьного обучения, поэтому требования к обучению и воспитанию, а также содержанию работы должны быть ЕДИНЫ. Конечно, дети с речевой или интеллектуальной патологией будут давать меньшую продуктивность обучения, но именно на это рассчитан мониторинг оценки качества усвоения материала по образовательным областям и интегративным качествам личности маленького человека, что достаточно четко прописано в ФГТ (можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки России).

Мониторинговые системы оценки качества образования дошкольников могут быть в структуре авторской программы (например, «Детство», «От рождения до школы»), а могут быть универсальным продуктом, основанным на общепринятых нормах психолого-педагогических оценок развития ребенка от 2 до 7 лет (например, Афонькина Ю.А. или Верещагина Н.В.). В обоих случаях мониторинг должен подразумевать определение уровневого качества освоения примерной общеобразовательной программы, т.е. оценка должна производиться в цифрах.

Мониторинг в детском саду обязательно проводится комплексно, с участием не только воспитателей, но и других педагогов, участвующих в образовательном процессе (музыкальный и физкультурный работники, психологи, дефектологи). Хотелось подчеркнуть, что нельзя разрывать оценку образовательных областей от оценки интегративных качеств личности ребенка, т.е. проводить мониторинг только по образовательным областям, или только по интегративным качествам. Это должна быть комплексная диагностика не только отдельного ребенка, но и всего педагогического процесса в целом. Для этого мониторинговые программы должны обладать 2 признаками - комплексностью и экономичностью (малозатратностью на оценку и обработку данных).

Мониторинг решает 5 задач:

1) позволяет составить подробную характеристику на каждого ребенка (при необходимости),

2) позволяет определить детей «группы риска» по отдельным образовательным областям или интегративным качествам и вовремя организовать индивидуальную работу с ними,

3) позволяет определить актуальные направления перспективного планирования образовательной работы в группе и в учреждении в целом,

4) позволяет определить проблемы организации и содержания определенных образовательных областей у каждого педагога, по группам и по учреждению в целом,

5) концентрация результатов мониторинга по всем ДОУ позволит определить проблемы организации образовательного процесса на уровне района, города, региона и оперативно решить их.

Таким образом, правильно организованный мониторинг в детском саду позволит решить проблемы не только ранней диагностики детей «группы риска», но и оптимизировать образовательный процесс в учреждении в целом.

Верещагина Наталья Валентиновна, канд.псих.наук, учитель-дефектолог, педагог-психолог (Санкт-Петербург)