СУРДОПЕДАГОГИКА: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Татьяна Багдасарьян

Обучение языку, а в последующем и восприятию художественной литературы актуально как для глухих и слабослышащих школьников, так и в большей степени для слепоглухих учащихся.

В настоящее время существуют различные подходы к определению методов обучения чтения этих категорий детей. Теоретические основы коммуникационной системы были разработаны С.А.Зыковым. В 1969 году была разработана система Б.Д.Корсунской, в которой предусматривалось раннее использование дактильной речи. Она является создателем системы формирования речи у дошкольников. В 1982 году Л.П.Носковой были разработаны теоретические основы системы, в которой дактилология используется как вспомогательное средство при обучении и воспитании глухих дошкольников и школьников. Т.В.Пелымская и Н.Д.Шматко разработали систему коррекционной работы, которая предусматривает организацию интенсивных занятий по развитию слуховой функции и устной речи с первых месяцев жизни детей со сниженным слухом.

Отдельные исследования посвящены обучению языку слепоглухих детей. В этой области занималась Е.Л.Гончарова с соавторами, разработавшая программу под названием «ШУРД».

Почему снижается объем чтения?

Причинами наблюдаемого многими педагогами-дефектологами снижения объема чтения могут явиться снижение интереса к чтению вообще вследствие замены его другими видами досуговой деятельности (подвижные игры, телевизор, компьютер и др.).

Ограниченный выбор книг и предпочтение ярких, красиво оформленных изданий с малым объемом содержания (короткие рассказы) и знакомыми персонажами обусловлен низким уровнем понимания литературного языка.

Проблемы восприятия художественного текста у слабослышащих детей связаны со многими причинами. Одна из них – усложнившаяся в последние годы патология, которая привела к снижению слуха. Дети с комплексным поражением центральной нервной системы, проявляющейся в разной степени, составляют большинство среди учащихся школы-интерната №22. И это накладывает отпечаток на многие виды высшей нервной деятельности.

Другая очень важная причина - недооценка роли жестового языка как вспомогательного средства при обучении. Если считать началом использования жестового языка для обучения глухих 1760 – год открытия первой в Европе школы, то можно сказать, что мимический метод существовал до 1880 года, когда на Миланском конгрессе «победил» «чисто устный метод». Таким образом, он применялся 120 лет.

Первая в России школа, использовавшая этот метод с 1806 по 1880 года (т.е. всего 74 года), получила очень высокие результаты, о чем свидетельствуют многие современники (газета «Северная почта» 1812г., 1814, Стансбюри, 1821, «Отечественные записки» 1823 и др.

После запрещения мимического метода обучения существовали разные точки зрения на этот предмет, однако в основном, во многих школах Советского периода он не использовался.

К 80-ым годам 20-го века проблема снижения грамотности выпускников школ для глухих стала нарастать. Некоторые исследователи причиной этого видели именно исключение жестового языка. На базе Люблинской школы для глухих была создана Ассоциация глухих учителей, которая одной из целей ставила использование жестового языка в школах глухих. Вскоре была открыта Билингвистическая гимназия, инициатором создания ее была Г.Л.Зайцева. Она пригласила на преподавание также и глухих учителей.

Исследования в области жестового языка продолжаются до сих пор. Так, среди сторонников его применения тоже мнения разделись. Некоторые считают, что надо использовать т.наз. разговорный жестовый язык, который является родным для глухого с рождения ребенка; другие утверждают, что жестовый язык должен приближаться к грамматике словесного языка (т.наз. «Калькирующая жестовая речь»).

Что делать?

Для привлечения учащихся к чтению следует правильно формировать досуговую деятельность в условиях интерната, проводить различные внеклассные мероприятия по данной теме, помогающие полюбить книгу, возбудить интерес к чтению.

С учетом опыта многих исследователей включать жестовый язык и развивать его наравне со словесным языком.