«Особыми» называют детей с врожденным или приобретенным слабоумием, заболеванием, проявляющемся в недоразвитии психики, главным образом отражающемся на интеллектуальных способностях. К сожалению, это заболевание в большинстве случаев сложно рано диагностировать. Родители, узнав такой диагноз, сначала не верят в то, что их ребенок болен, надеясь на врачебную ошибку. Часто их терзает вопрос «Почему это случилось именно с нашим ребенком?». Они переживают боль, страх, тревогу, разочарование. На первом этапе перед родителями особого ребенка стоит задача по принятию его таким, какой он есть. Необходимо понимать, что многие ожидания, связанные с будущим ребенка, могут не оправдаться.
Важно, чтобы родители особых детей поддерживали друг друга на этом этапе, сплачивались перед лицом болезни.
Правильное воспитание ребенка в семье возможно лишь при условии, что родителям удается сохранять ровное эмоциональное состояние в этой сложной ситуации. Важную роль для развития ребенка играют такие факторы как постоянное общение, развивающие игры, музыка. Особые дети должны получать возможности для умственного и физического развития во всех областях, они гораздо больше нуждаются в родительской помощи и поддержке, чем дети с обычным уровнем интеллекта. Хвалите ребенка, разговаривайте с ним ласково, разделяйте его радость, придумывайте ему награды за хорошо выполненные задания. Успех воспитания и обучения ребенка напрямую зависит от отношения к нему родителей.
Семья играет также важную адаптивную роль. Необходимо понимать, что судьба ребенка, имеющего особенности интеллектуального развития, сильно зависит от развития у него навыков самообслуживания. Самой частой ошибкой домашнего воспитания является стремление родителей дать ребенку как можно больший объем знаний, вместо того, чтобы сначала обучить его простейшим навыкам самообслуживания.
Домашнее воспитание имеет огромные плюсы – особый ребенок не испытывает стрессов из-за лишения его общества родителей, эмоциональных контактов с ними. Однако не стоит забывать, что для развития ребенку необходимо общение и с другими детьми и взрослыми.
Не следует забывать о развитии моторики у особых детей. Таких детей обычно называют «моторно-неловкими», этот термин включает в себя нарушение осанки, отсутствие пластичности, плохую координацию движений. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но этот же ребенок через какое-то время поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. Процесс обучения детей каким-либо навыкам труден и занимает подчас много времени. Но при правильном подходе и ласковом, терпеливом отношении, особые дети показывают прекрасные результаты. Движение формируется в первую очередь по подражанию, поэтому будьте готовы выполнять все упражнения вместе с ребенком, поддерживая и направляя его. На этом этапе большая роль принадлежит занятиям ритмикой.
Помните, что стиль воспитания особого ребенка должен быть коррекционным – то есть направленным на преодоление имеющихся нарушений и предотвращение возникновения нарушений в дальнейшем.