Мозг человека состоит из двух полушарий. Внешне похожие, они значительно различаются функционально. И только их слаженная совместная работа обеспечивает качественный мыслительный процесс как у детей, так и у взрослых.
Левое полушарие отвечает за правую половину тела, логику и аналитику. Оно последовательно и индуктивно. Способствует буквальному пониманию прочитанного, увиденного и услышанного. Формирует математические и музыкальные способности, контролирует память. Образно говоря, педант и практик.
Правое полушарие отвечает за левую половину тела, воображение и интуицию. Оно одновременно обрабатывает множество самой разной информации, охватывая детали и составляя из них целое. Формирует художественные и творческие способности, контролирует эмоциональную сферу. Образно говоря, фантазёр и мечтатель.
Подобное разделение, конечно, во многом условно и больше характерно для правшей, однако очень многие логопедические проблемы успешно решаются, если знать и понимать, как работает головной мозг человека.
Нейропсихология для логопедов
Наиболее часто родители жалуются, что ребёнок невнимателен, плохо запоминает новый материал, не хочет учиться, неадекватно себя ведёт, неграмотно пишет, с трудом читает...
А.Р. Лурия выделял три блока мозга.
1. Энергетический поддерживает кору головного мозга в рабочем состоянии. Если его работа нарушена, ребёнок быстро устаёт, не может долго сосредоточиться, мешает окружающим, так как не способен сидеть на месте, постоянно вертится.
2. Информационный обрабатывает внешнюю информацию, отвечает за зрительное восприятие, память и фонематический слух. При его нарушении человек пишет неграмотно, часто «зеркалит» буквы.
3. Блок программирования и контроля отвечает за согласованную работу мозга. Если нарушения в этой области, то ребёнок, прекрасно зная правила поведения или орфограммы, не может им следовать или соблюдать их. В теории знает всё, а на практике не применяет.
Разные сочетания нарушений формируют всем знакомые проблемы: нарушения речевого развития, дефицит внимания, синдром гипервозбудимости, дисграфия и тому подобные.
Знание нейропсихологии позволяет точно определить причины проблемы, а затем грамотно выстроить пути их устранения.
Базовые курсы по нейропсихологии для логопедов
Обычно курсы для логопедов, затрагивающие вопросы нейропсихологии, делятся на несколько уровней. В числе первых следует посетить базовые, дающие общее представление о работе головного мозга у ребёнка, развитии коры головного мозга, расположении зон, отвечающих за те или иные навыки и функции. Вы познакомитесь с фундаментальными закономерностями детской нейропсихологии, особенностями формирования детской психики. Такие курсы позволяют шире взглянуть на, казалось бы, знакомые проблемы, научиться более точно определять причины их возникновения и прогнозировать результаты коррекционной работы. Не имея чёткого представления о работе центральной нервной системы, нет смысла записываться на «продвинутые» курсы, пользы от этого не будет совсем или будет мало.
Отдельные вопросы логопедической нейропсихологии
Хорошенько изучив основы, можно повышать свои знания, углубляясь в интересующую вас сторону. К примеру, вы можете более подробно познакомиться с тремя блоками деятельности мозга по Лурия. Курсы могут быть посвящены отдельно каждому из трёх блоков:
- энергетическому;
- информационному;
- программирующему.
Подробно и очень доступно разбираются проблемы, характерные жалобы родителей, особенности поведения детей, варианты педагогической диагностики. Рассказываются нюансы выстраивания коррекционных схем. Точки контроля эффективности проводимой работы с ребёнком и прогнозирования результатов.
Ещё одно популярное направление нейропсихологического воздействия — метод замещающего онтогенеза, который позволяет развивать высшие психические функции с помощью сенсомоторики. Происходит это в несколько этапов, по каждому из которых может быть создано отдельное занятие. У детей формируются так называемые «осевые» (вертикальные и горизонтальные) взаимодействия. К примеру, язык-глаза, руки-ноги, мышцы-дыхание. Затем уже формируется произвольная саморегуляция, оптимальная для конкретного ребёнка.
В рамках отдельных курсов представлены авторские методики физических и дыхательных упражнений, массажа и самомассажа, практики релаксации, сочетанных занятий.
Таким образом, знание нейропсихологии ребёнка необходимо практикующему логопеду, стремящемуся найти реальную причину выявленного нарушения и провести качественную работу по её устранению. Подобная коррекционная работа позволяет не только избавить ребёнка от дефекта, но и существенно повысить качество его будущей жизни, сохранить его физическое и психическое здоровье.
Если вам необходимы курсы по нейропсихологии для логопедов, ознакомьтесь с нашим расписанием и дистанционными курсами, выберите для себя подходящие и подайте заявку. Сделайте это в любое удобное для вас время.