Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям (родителям, сверстникам, другим взрослым), к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. А речь, формируемая в течение всего дошкольного детства (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связная речь, фонематические процессы), оказывает влияние на становление личности дошкольника, его интеллектуальных способностей. Дети, имеющие речевые нарушения, могут испытывать трудности в усвоении знаний, коммуникации и социализации. Своевременно оказанная ранняя помощь в коррекции речевых нарушений помогает избежать данных трудностей.
Звукопроизношение является одним из компонентов речи, а его коррекция — это долгий процесс, состоящий из нескольких этапов:
- подготовительный, который заключается в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика), а также развитие мелкой моторики;
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация звуков.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, то есть, все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Для работы на каждом из них существует множество заданий и пособий.
На подготовительном этапе используются дыхательные тренажёры, материалы для проведения артикуляционной гимнастики и развития мелкой моторики.
На этапе автоматизации звуков применяются различные дидактические игры и пособия.
У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдаются нарушения развития мелкой моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание, логическое мышление. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитие речи детей. Поэтому одним из видов деятельности при автоматизации звуков является раскрашивание.
Значение раскрашивания велико и многогранно. С точки зрения логопедии оно не только развивает у детей мелкую моторику и формирует пространственные представления, оно позволяет решать специальные задачи по развитию речи детей (обогащая словарь, совершенствуя разговорную речь), также способствует развитию воображения, творчества. Ведь так интересно наблюдать за превращением черно-белой картинки в яркую, красочную картину.
В своей работе использую не только традиционные способы раскрашивания (раскрашивание цветными карандашами, штриховка в заданном направлении), но и необычные. Одним из таких способов является раскрашивание водой. Для работы использую как готовые пособия, так и самостоятельно подобранные картинки.
Для первого способа заранее подготавливаю картинки, нанося на них цветные капли краски (гуаши или акварели), даю им высохнуть.
Ребенок проводит кистью, смоченной водой по заготовке, и краска проявляется. Данный вид раскрашивания можно использовать практическом на каждом этапе логопедической работы.
После того, как рисунок готов. Задаю дополнительные вопросы. «Какого цвета может быть еще рубашка?», «Чья еще это рубашка?».
Второй способ подразумевает покрытие картинки (карточки или заранее заламинированной картинки) специальной водорастворимой бумагой.
Ребенок проводит мокрой кистью по этой поверхности, и через несколько секунд он видит спрятанный рисунок. Затем называет спрятанные или раскрашенные картинки, четко и красиво произносит автоматизируемый звук.
Данный вид деятельности позволяет не только провести необходимую работу по автоматизации, дифференциации звука, но и повышает интерес ребенка к занятию, способствует развитию мелкой моторики, графомоторных навыков, вызывает желание взаимодействовать с взрослым на занятии. А также имеет положительный эмоциональный отклик у ребенка, так как на его глазах происходит маленькое чудо.
Автор статьи: Зимонина Юлия