Автор - Зимонина Юлия Сергеевна (учитель-логопед)
Однако, многие занятые родители часто сталкиваются с проблемой нехватки времени для организации занятий с детьми. Подготовка к ним может потребовать значительных усилий, таких как подбор и печать материалов или приобретение специального инструментария. В результате, родители могут чувствовать, что не могут уделить достаточно времени речевому развитию своих детей. но существует и более простой способ. Множество речевых игр можно проводить в повседневной обстановке без какой-либо специальной подготовки. Например, по дороге в сад, на прогулке или дома можно играть в игры, которые не требуют дополнительных материалов. Это могут быть простые игры на ассоциации, где дети называют слова, связанные с определенной темой, или игры с рифмами, где нужно придумывать слова, рифмующиеся с заданным. Такие занятия не только развлекают, но и способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, улучшению лексико-грамматических категорий, а также формированию связной речи.
Дети, увлеченные процессом игры, зачастую не осознают, что учатся. Они с удовольствием решают, задачи, поставленные в игровой форме, и даже сталкиваются с некоторыми трудностями, которые, тем не менее, способствуют их развитию. Такие игры развивают не только речь, но и незатейливые речевые игры влияют на развитие.
Главное – это желание, изобретательность и готовность провести время с ребенком с пользой и удовольствием. Взаимодействие с детьми в процессе игры не только обогащает их речевой опыт, но и укрепляет эмоциональную связь между родителями и детьми, что является неотъемлемой частью их гармоничного развития.
Общение – залог взаимопонимания! А ведь как важно научиться понимать друг друга!
Ниже приведены игры, в которые можно играть по дороге в сад, домой, на прогулке.
Игры, направленные на обогащение словарного запаса
Такие игры подойдут и детям 3-4 лет.
- Игра «Предметы одной формы»
- Игра «Какой? Какая?»
Правила игры: ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету.
Например:
• Снег (какой?) - белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…
• Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Возможно, использовать другой вариант этой игры – ребенку необходимо ответить «Что бывает зеленЫМ?», обращая внимание на окончание.
- Игра «Кто, что делает?»
Например:
• Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
• Машина - едет, гудит, везет грузы...
Игры на развитие умения классифицировать предметы и находить их признаки
- Игра «Назови лишнее слово»
«Лишнее» слово среди имен существительных.
Например:
• Стул, стол, шапка, диван (шапка не мебель).
• Куртка, сапоги, свитер, брюки (сапоги не одежда).
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
Например:
• Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
• Желтый, красный, сильный, зеленый.
- Игра «Назови одним словом»
• Помидор, тыква, кабачок огурец (овощи).
• Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).
• Стол, стул, диван, комод (мебель).
- Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Например:
• Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
• Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
• Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
• Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).
Игры на развитие умения согласовывать части речи
- Игра «Посчитай до 5»
Например:
• Одна машина - две машины…. - пять машин…
• Один дом - два дома…- пять домов…
• Одно зеленое дерево - два зеленых дерева …- пять зеленых деревьев.
Поднимаясь по лестнице, взрослый предлагает посчитать ступеньки от 1 до 10, а спускаясь, считать ступеньки в обратном порядке от 10 до 1.
Игры на формирование умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные
- Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»
Например:
• Хвост медведя, чей хвост? (медвежий.)
• Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы.
- Игра «Из чего, какое?»
Например:
• Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
• Дом из кирпича – какой?
• Стакан из стекла?
• Крепость из снега?
• Шапка из меха?
Игры для развития связной речи и исправление смысловых ошибок в предложении
- Игра «А что, если…»
Например:
• А что произошло, если бы не было ни одной машины…
• А что произошло, если бы не было птиц…
• А что произошло, если бы не было конфет…
• А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим…
- Игра «Исправь предложение»
Например:
• Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
• Пол бежит по кошке.
• Наташа жила у ежика.
• Снежная баба лепит Ваню.
• В колбасе холодильник.
Игры для развития логического мышления и памяти
- Игра «Узнай, что (кого) я задумал»
Например:
• Задумано слово «вода».
Вопросы: Это предмет? (Нет)
Это живое? (И да, и нет)
Это есть дома? (Да)
Это есть на кухне? (Да)
Это нужно для приготовления пищи? (Да)
Это жидкое? (Да)
Это вода? (Да! Угадал!)
- Игра «Волшебный мешочек»
- Игра «Слова»
Правила игры: первый игрок называет слово, затем второй игрок называет слово, первая буква которого совпадает с последней буквой слова, названного первым игроком. Тот, кто не может в течение 30 секунд придумать слово с нужной буквы, выбывает из игры.
Чтобы усложнить игру можно называть слова по определенной лексической теме, например, только фрукты и овощи, дикие и домашние животные.
- Игра «Кто больше?»
Также можно предложить ребенку по очереди называть слова не по теме, а на определенный звук, например слова, начинающиеся со звука [а].
- Игра «Рифмушки»
Например:
• Дом – ком, том.
• Бочка – кочка, точка.
Затем ребенку можно предложить помочь сочинить коротенькие стишки. Произносить слова двустишия, замолкая на последнем слове.
Например:
• В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
• Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
• Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
• Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
• В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…(ком).
Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между Вами и Вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!