ЛогопедМастер
Каталог
По всему сайту
По каталогу
+7 495 150-75-52
+7 495 150-75-52
+7 800 301-22-92
+7 925 683-12-38WhatsApp
Заказать звонок
E-mail
onlainseminar@yandex.ru
Режим работы
Центр: Пн. – Вс.: с 9:00 до 20:00
Деканат: Пн. - Пт.: с 9:00 до 17:00
Заказать звонок
Обучение
Наши преподаватели
Блог
Вопросы-ответы
О нас
  • О центре
  • Лицензии и патент
  • Отзывы
  • Сведения об образовательной организации
Отзывы
Контакты
    Войти
    0
    0 Корзина
    ЛогопедМастер
    Обучение
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Избранное
    0 Корзина
    ЛогопедМастер
    Телефоны
    +7 495 150-75-52
    +7 800 301-22-92
    +7 925 683-12-38 WhatsApp
    Заказать звонок
    0
    0
    ЛогопедМастер
    • Кабинет
    • 0 Избранное
    • 0 Корзина
    • +7 495 150-75-52
      • Назад
      • Телефоны
      • +7 495 150-75-52
      • +7 800 301-22-92
      • +7 925 683-12-38 WhatsApp
      • Заказать звонок
    • onlainseminar@yandex.ru
    • Центр: Пн. – Вс.: с 9:00 до 20:00
      Деканат: Пн. - Пт.: с 9:00 до 17:00
    Логопедия
    Речевые игры для всей семьи. Зимонина Ю.С.

    Речевые игры для всей семьи. Зимонина Ю.С.

    Автор - Зимонина Юлия Сергеевна (учитель-логопед)

    Для детей дошкольного возраста речь – многофункциональное средство, играющее ключевую роль в их развитии.  С нее помощью малыши получают не только информацию о мире вокруг себя, но и устанавливают связь с окружающими людьми. Слова служат для них своеобразным мостом, который помогает закрепить в сознании результаты их предметной деятельности, а также сформировать и  использовать образы. Для дошкольников важны познавательная и коммуникативная функции речи. Когда дети слушают взрослых, они не просто воспринимают информацию. Этот процесс напоминает активное поглощение знаний, которое и открывает перед нами двери в удивительный мир. В то же время, стремление говорить и быть понятными становятся для них важной задачей. Дошкольники активно учатся формулировать свои мысли, задавать вопросы и делиться впечатлениями, что способствует развитию их социальной активности и уверенности в себе. Для стимулирования и улучшения речевого развития детей разработано множество эффективных методов. К таким относятся дидактические игры, логопедические занятия, а также советы по развитию речевого дыхания. Специальные занятия в игровой форме могут значительно помочь в предотвращении неправильного формирования речи и ее функций. Например, игры с рифмами, загадкам или звуковыми упражнениями могут стать не только интересным времяпрепровождением, но и эффективным способом развития речевых навыков.

    Однако,  многие занятые родители часто сталкиваются с проблемой нехватки времени для организации занятий с детьми. Подготовка к ним может потребовать значительных усилий, таких как подбор и печать материалов или приобретение специального инструментария. В результате, родители могут чувствовать, что не могут уделить достаточно времени речевому развитию своих детей. но существует и более простой способ. Множество речевых игр можно проводить в повседневной обстановке без какой-либо специальной подготовки. Например, по дороге в сад, на прогулке или дома можно играть в игры, которые не требуют дополнительных материалов. Это могут быть простые игры на ассоциации, где дети называют слова, связанные с определенной темой, или игры с рифмами, где нужно придумывать слова, рифмующиеся с заданным. Такие занятия не только развлекают, но и способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, улучшению лексико-грамматических категорий, а также формированию связной речи.

    Дети, увлеченные процессом игры, зачастую не осознают, что учатся. Они с удовольствием решают, задачи, поставленные в игровой форме, и даже сталкиваются с некоторыми трудностями, которые, тем не менее, способствуют их развитию. Такие игры развивают не только речь, но и  незатейливые речевые игры влияют на развитие.

    Главное – это желание, изобретательность и готовность провести время с ребенком с пользой и удовольствием. Взаимодействие с детьми в процессе игры не только обогащает их речевой опыт, но и укрепляет эмоциональную связь между родителями и детьми, что является неотъемлемой частью их гармоничного развития.

    Общение – залог взаимопонимания! А ведь как важно научиться понимать друг друга!

    Ниже приведены игры, в которые можно играть по дороге в сад, домой, на прогулке. 

    Игры, направленные на обогащение  словарного запаса

    Такие игры подойдут и детям 3-4 лет.

    • Игра «Предметы одной формы»
    Правила игры: взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.

    • Игра «Какой? Какая?»

    Правила игры: ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету.

    Например:

    • Снег (какой?) - белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…

    • Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

    Возможно, использовать другой вариант этой игры – ребенку необходимо ответить «Что бывает зеленЫМ?», обращая внимание на окончание.


    • Игра «Кто, что делает?»
    Правила игры: ребенку необходимо придумать как можно больше слов к слову. 
    Например:
      • Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
      • Машина - едет, гудит, везет грузы... 

    Игры на развитие умения классифицировать предметы и находить их признаки

    • Игра  «Назови лишнее слово»
    Правила игры: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». В игры можно использовать как имена существительные, так и прилагательные, и глаголы.
    «Лишнее» слово среди имен существительных.
    Например: 
    • Стул, стол, шапка, диван  (шапка не мебель).
    • Куртка, сапоги, свитер, брюки (сапоги не одежда).
    «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

    Например:
    • Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
    • Желтый, красный, сильный, зеленый.

    • Игра «Назови одним словом»
    Правила игры: взрослый говорит несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом. Одним из вариантов игры является игра по очереди, то есть сначала перечисляет предметы взрослый, а затем ребенок. При отгадывании взрослый может допускать ошибки, а ребенок должен исправить его и дать верный ответ.Например: 
    • Помидор, тыква, кабачок огурец (овощи).
    • Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).
    • Стол, стул, диван, комод  (мебель).

    • Игра «Отгадай предмет по названию его частей» 
    Правила игры: взрослый называет части одного предмета  и предлагает ребенку назвать,  то о чем идет речь. А затем поменяться местами ребенок загадывает слово, а взрослый отгадывает. 
    Например: 
    • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
    • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
    • Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
    • Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

    Игры на развитие умения согласовывать части речи

    • Игра «Посчитай до 5»
    Правила игры: взрослый предлагает посчитать сколько вокруг машин, деревьев, домов и т.д. Можно усложнить игру, считая существительные с прилагательными.
    Например:
    • Одна машина - две машины…. - пять машин…
    • Один дом - два дома…- пять домов…
    • Одно зеленое дерево - два зеленых дерева …- пять зеленых деревьев.
    Поднимаясь по лестнице, взрослый предлагает посчитать ступеньки от 1 до 10, а спускаясь, считать ступеньки в обратном порядке от 10 до 1.

    Игры на формирование умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные 

    • Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»
    Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос чей? 
    Например:
    • Хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) 
    • Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы.

    • Игра «Из чего, какое?»
    Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос из чего, какое?  
    Например:
    • Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
    • Дом из кирпича – какой?
    • Стакан из стекла?
    • Крепость из снега?
    • Шапка из меха?

    Игры для развития связной речи и  исправление смысловых ошибок в предложении

    • Игра «А что, если…»
    Правила игры: взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Данная игра помогает развитию воображения, творческого мышления.
    Например: 
    • А что произошло, если бы не было ни одной машины… 
    • А что произошло, если бы не было птиц… 
    • А что произошло, если бы не было конфет… 
    • А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… 

    • Игра «Исправь предложение»
    Правила игры: взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Данная игра способствует   формированию умения выявлять причинно-следственные связи, развитию логического мышления, формированию связной речи, умения выстраивать диалог.
    Например: 
    • Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) 
    • Пол бежит по кошке.  
    • Наташа жила у ежика. 
    • Снежная баба лепит Ваню. 
    • В колбасе холодильник. 

    Игры для развития логического мышления и памяти

    • Игра «Узнай, что (кого) я задумал»
          Правила игры: один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление. Другой игрок должен отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Потом победитель и ведущий меняется местами.
    Например:
    • Задумано слово «вода».
    Вопросы: Это предмет? (Нет)
    Это живое? (И да, и нет)
    Это есть дома? (Да)
    Это есть на кухне? (Да)
    Это нужно для приготовления пищи? (Да)
    Это жидкое? (Да)
    Это вода? (Да! Угадал!)

    • Игра «Волшебный мешочек»
    Правила игры: первый играющий называет любое слово, начиная со слов: «Я кладу в мешочек», а второй повторяет: « Я кладу в мешочек, затем  названное слово» и добавляет к нему какое-нибудь свое. Первый играющий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово, также начиная со слов «Я кладу в мешочек». Тот, кто ошибается, проигрывает.

    • Игра «Слова»
    В эту игру веселее играть, когда играет вся семья
    Правила игры: первый игрок называет слово, затем  второй игрок называет слово, первая буква которого совпадает с последней буквой слова, названного первым игроком. Тот, кто не может в течение 30 секунд придумать слово с нужной буквы, выбывает из игры.
    Чтобы усложнить игру можно называть слова по определенной лексической теме, например, только фрукты и овощи, дикие и домашние животные.


    • Игра «Кто больше?»
    Правила игры: ребенок и взрослый по очереди перечисляют слова по определенной лексической теме, например, домашние животные, овощи или фрукты. Если кто-то затрудняется назвать слово в течение  30 секунд,  тот выбывает из игры. 
    Также можно предложить  ребенку по очереди называть слова не по теме, а на определенный звук, например слова, начинающиеся со звука [а].

    • Игра «Рифмушки»
    Правила игры: взрослый называет слово, а ребенок подбирает к этому слову рифму.
    Например:
    • Дом – ком, том.
    • Бочка – кочка, точка.
    Затем  ребенку можно предложить помочь сочинить коротенькие стишки. Произносить слова двустишия, замолкая на последнем слове.
    Например:
    • В кладовой шуршала мышка,
    Под сосной лежала -…(шишка).
    • Живёт в нашем доме Гарик,
    У него есть синий…(шарик).
    • Капризуля наша Маша,
    У неё в тарелке …(каша).
    • Стоит в деревне старый дом,
    В сети к нам попался -…(сом).
    • В библиотеке взяли том,
    Зимой ребята лепят -…(ком).

    Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые можно предложить ребенку по дороге в детский сад и домой. Но очень хотелось, чтобы они Вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.

     Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между Вами и Вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!




    Речевые игры
    Назад к списку
    • Все публикации 221
      • Новости 25
      • Дефектология 90
      • Заикание 11
      • Инклюзивное образование 3
      • Литература для логопедов 10
      • Логопед для взрослых. Ораторское мастерство 11
      • Логопедия 59
      • Неврология 1
      • Орофасциальная миофункциональная терапия 4
      • Подготовка ребенка к школе 7
    Аграмматическая дисграфия
    Акустическая дисграфия
    Алалия
    Арбекова Н.Е.
    Артикуляторно-акустическая дисграфия
    Афазиолог
    Афазия
    Визель Т.Г.
    Гриншпун Б.М.
    Дизартрия
    Дисграфия
    Дислалия
    Дислексия
    Звукопроизношение
    Зонды
    Индивидуальные занятия
    Кинезиотейпирование
    Клинический логопед
    Коррекционная работа
    Коррекция звукопроизношения
    Логопедическая работа
    Логопедический массаж
    Логоритмика
    Механическая дислалия
    Моторная алалия
    Нарушения голоса
    Нейропсихология
    Обследование
    Обучение
    Оптическая дисграфия
    Повышение квалификации
    Постановочные зонды
    Работа с родителями
    Работа со взрослыми
    Речевое развитие
    Речевые игры
    Речевые нарушения
    Ринолалия
    Сенсорная алалия
    Подпишитесь на анонсы наших событий и акции
    Подписаться
    Подписаться
    на новости и акции
    Обучение
    Семинары
    Учебные фильмы
    Переподготовка
    Вебинары
    О нас
    О центре
    Лицензии и патент
    Отзывы
    Сведения об образовательной организации
    Информация
    Наши преподаватели
    Акции
    Блог
    Реквизиты
    Помощь
    Условия оплаты
    Условия доставки
    Вопрос-ответ
    Контакты
    +7 495 150-75-52
    +7 495 150-75-52
    +7 800 301-22-92
    +7 925 683-12-38WhatsApp
    Заказать звонок
    E-mail
    onlainseminar@yandex.ru
    Режим работы
    Центр: Пн. – Вс.: с 9:00 до 20:00
    Деканат: Пн. - Пт.: с 9:00 до 17:00
    onlainseminar@yandex.ru
    © 2025 Логопед Мастер
    Иконка RuStore Иконка App Store Иконка Google Play
    Конфиденциальность
    Оферта
    Главная Расписание Курсы Кабинет Поиск 0 Корзина 0 Избранные Акции Контакты Отзывы Компания Документы Блог