Частые речевые патологии
Проблемы с речью могут возникать из-за разных факторов. Это может быть влияние внутриутробных инфекций, наследственности, патологий развития головного мозга или травм головы, неправильного развития артикуляционного аппарата, стресса.
Существует несколько категорий речевых нарушений. В медицинской классификации выделяют дефекты устной и письменной речи. Первая группа делится на:
- фонационные (неправильное произношение и интонирование)
- структурно-семантические (ребенок не может ни только сказать, но и понять сказанное)
Вторая группа включает в себя такие довольно распространенные нарушения как дислексия и дисграфия.
К фонационным дефектам, которые наиболее часто встречаются, относят:
- заикание (нарушение темпа речи из-за напряженного состояния мышц)
- дислалию (неправильную артикуляцию отдельных звуков при отсутствии проблем с речевым аппаратом и слухом)
- дисфонию (отсутствие тональности из-за проблем с голосом)
- брадилалию (замедление) и тахилалию (ускорение темпа произношения).
Структурно-семантические нарушения трудно поддаются коррекции и представлены:
- алалией (отсутствие речи или ее недоразвитость из-за мозговых патологий)
- афазией (полная или частичная потеря речевой функции из-за очагового поражения мозга).
Дефекты письменной речи часто выявляют ближе к началу обучения. Дисграфия - проблемы с письмом (пропуск букв, их перестановка). Дислексия - дефекты при чтении, когда не удается распознать буквы, правильно соединить их в слоги, слова и прочитать.
По психолого-педагогической классификации выделяют:
- фонетико-фонетическую речевую недоразвитость (проблемы с артикуляцией звуков)
- общую речевую недоразвитость (маленький словарный запас, проблемы с произношением и образованием слов)
- нарушение коммуникативной функции (заикание)