«К нам пришел особенный малыш»: общие рекомендации для педагогов, работающих с детьми-логопатами в общеразвивающих группах детского сада

Речь – сложная и многогранная система. С развитием речи тесно связно формирование восприятия, внимания, памяти, мышления, а также состояние эмоционально-волевой сферы малыша: ребенка-логопата отличают не только речевые нарушения, но и разнообразные недостатки познавательной деятельности, эмоциональная нестабильность, трудности поведения и саморегуляции.

Конечно, коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи должны оказывать профильные квалифицированные кадры (логопед, психолог, в детском саду – воспитатель логопедических групп), однако современная ситуация такова, что ребенок с серьезным речевым дефектом все чаще оказывается в среде обычных сверстников: растет число дошколят с тяжелой патологией речи; закрепляются и находят поддержку инклюзивные тенденции, сама идея совместного образования норматипичных детей и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Так как организовать работу простому педагогу – воспитателю, в чью группу пришел (и остался) «логопедический» малыш? Ниже представлены базовые рекомендации для педагогов общеразвивающих групп.

Итак, в сложившейся ситуации можно создать условия, максимально благоприятные для «особенного» ребенка, если:

1. Убедиться, что ребенок понимает ваши слова, инструкции, просьбы.

Старайтесь говорить простыми предложениями, многоступенчатые задания, инструкции разбивайте на части. Будьте готовы повторить сказанное несколько раз.

2. Помнить: малыш с нарушениями речи обязательно должен видеть ваше лицо. Артикуляция и мимика легче воспринимаются и считываются. Они расскажут ребенку намного больше, чем скупые слова. Чаще наклоняйтесь, присаживайтесь рядом с дошкольником, смотрите ему в глаза. Не стесняйтесь попросить: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».

3. Использовать метод сопряженной речи. Пусть ребенок вместе с вами проговаривает слова, стихотворные строки, короткие детские рассказы (как получится).

4. Не запрещать жесты! Они свидетельствуют о желании общаться. Лучше «некрасивый» тычок указательным пальцем («Ты хочешь машину? Да? Возьми. Хорошая машина!», «Пить? Сейчас: я налью воду в кружку, а ты держи крепко», «Это лужи. Лужи на дорожке. Дождик прошел: как, кап, кап, - а лужи остались»), чем взгляд, опущенный в пол, и незаметное присутствие малыша в группе (Вы за Колей? Он в «строительном уголке». Весь день перекладывает кубики. Не оттащишь).

5. Поощрять речевую активность ребенка. Несмотря на очевидные трудности, он очень старается. Попытки преодолеть нарушение речи заслуживают самой горячей и искренней похвалы. А усилия и мужество «логопедического» ребенка сравнимы с подвигом А.Маресьева.

6. Не подчеркивать и не высмеивать грамматические ошибки:

- Ой, там воробеи.

- Не воробеи, а воробьи. Повтори.

Достаточно двух-трех подобных реакций, чтобы дошкольник понял: иногда лучше держать язык за зубами.

Возьмите за правило дублировать фразу, ненавязчиво давать верный образец:

- Ой, там воробеи.

- И правда. ТАМ ВОРОБЬИ. Воробьи прилетели.

7. Как можно чаще оречевлять свои действия и действия ребенка. Столь насыщенная речевая среда будет полезна и обычным детям.

- Сегодня мы делаем аппликацию. Я беру лист бумаги и кладу его перед собой. Синий квадрат с обратной стороны намазываю клеем. Прикладываю, прижимаю. Это стены дома…

- Мы собираемся на прогулку. Ребята подошли к своим шкафчикам, посмотрели: удобно ли открыть дверцу, не заденет ли дверца соседа? Открыли шкафчики…

- Садимся обедать. За первым столом сидят Маша, Антон, Даня и Коля. Спинки у ребят прямые, локти прижаты к туловищу, ножки вместе… Ах, какой замечательный борщ! Повар сварил его из мяса, капусты, моркови, свёклы. Борщ горячий, ароматный, вкусный. Ребята, берите ложки. Будем кушать. Не торопитесь, дуйте на ложку. Горячий борщ может обжечь язык…

8. Попробовать заменить динамические паузы речевыми физкультминутками (когда движение сочетается с речью), припомнить забытые пальчиковые игры, разучить новые.

9. Обязательно вовлекать логопата в общение со сверстниками, общие игры, коллективные мероприятия. Да-да, неумение ребенка спеть песню или прочитать стих, сбивчивый ритм, который он отстукивает на ложках – не повод вычеркивать его из жизни группы. Сидеть на стульчике, пока все репетируют, он, конечно, не должен.

10. Соблюдать речевой режим. Ваша речь обязана быть четкой, тщательно артикулируемой, разборчивой. Она – образец, на который ориентируется ребенок.

Важно понимать, что данные правила – не панацея. Придерживаясь их, воспитатель помогает ребенку с особенностями речевого развития адаптироваться, почувствовать себя комфортно в садовской среде, в какой-то мере способствует развитию его речи. И все же адресная, результативная коррекционная работа остается задачей специалиста. Проинформируйте родителей о необходимости занятий с логопедом, уточните и разъясните, что общеобразовательный детский сад не имеет коррекционного направления. Тогда ваши совместные усилия и желание помочь малышу обязательно увенчаются успехом.

С уважением, учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Афонина Н.Ю. (г. Тула)