Работа логопеда с родителями

Работа логопеда по обучению ребёнка грамоте становится гораздо эффективнее, если в неё осознанно включаются родители. Поэтому нужно не только найти подход к своему подопечному, но и грамотно выстроить долгосрочные отношения с его родителями. С первого дня знакомства необходимо объяснить маме, как важна включённость в процесс семьи. Подробно об этом опытные логопеды рассказывают на многих семинарах посвященных коррекции звукопроизношения, коррекции дисграфии и дислексии. 

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего нуждаются в помощи логопеда при обучении грамоте, иначе им просто «не взять» современную школьную программу. В дошкольном возрасте исправить ситуацию достаточно просто, особенно совместными усилиями. Позже неизбежно возникнут трудности с общением и, как следствие, нарушится нормальное формирование личности. Заложенные природой способности и интеллектуальные возможности могут не раскрыться никогда. Занятия детей с логопедом в этом плане очень перспективны.

Совместная деятельность логопеда и родителей должна быть чётко спланирована

Во время знакомства логопед мотивирует родителей на совместное решение проблемы. В каждом конкретном случае, разрабатывается индивидуальная программа вовлечения семьи в коррекционно-образовательный процесс. В зависимости от ситуации, в большей или меньшей степени могут быть использованы:
    печатные издания (методички, пособия, журналы, специальная литература);
    индивидуальные консультации родителей;
    совместные занятия с ребёнком;
    проведение открытых групповых уроков и логопедических активностей;
    выдача конкретных домашних заданий с обязательным контролем их выполнения.

При достаточной вовлечённости и помощи родителей эффективность работы логопеда возрастает за счёт повышения мотивации у ребёнка, ориентирующегося на реакцию значимых для него людей.
Есть и ещё одна проблема: часто родители слишком увлекаются ранним развитием детей. Особенно сложно бывает, когда добавляют ребенку с проблемной речью изучение иностранного языка. Логопед должен быть уверен, что родители не перегружают ребёнка другими «развивающими» занятиями, особенно теми, что идут вразрез с применяемыми им методиками развития речи и обучения грамоте.

Домашние задания от логопеда

Логопед подбирает каждому ребёнку цикл последовательных заданий для домашнего выполнения. Задания должны быть напечатаны крупным шрифтом на листе формата А4, рассчитаны по времени (не более 30 минут) и знакомы ребёнку. Логопед обращает внимание на то, что домашнее задание должно быть выполнено под контролем родителей, с непосредственным их участием. Так можно быть уверенным в том, что логопедические задания будут сделаны правильно и пойдут ребёнку на пользу.
Предварительно логопед инструктирует родителей о порядке выполнения домашних заданий и степени их вмешательства в процесс. Когда нужно малышу помочь обязательно, а когда стоит дождаться самостоятельного решения.
Домашние задания логопеда помогают родителям:
    правильно организовать развивающие занятия с ребёнком;
    подготовить его к школе;
    точно знать какие именно задания ребёнок умеет выполнять самостоятельно, а где ему нужна помощь.
Давая домашние задания, логопед:
    способствует взаимодействию родителей с ребёнком;
    снимает вопросы по эффективности занятий — родители сами имеют возможность это сделать;
    поддерживает познавательный интерес у малыша;
    получает «обратную связь» от родителей.

Структура логопедических заданий для дошкольника

Часто после института начинающим логопедам могут понадобиться дополнительные курсы обучения логопедов дефектологов, на которых все эти вопросы рассматриваются максимально подробно, с выполнением большого количества практических заданий. Если говорить в целом, то основой логопедического обучения дошкольников грамоте является природосообразный метод. Согласно ему, до знакомства с буквами ребёнок должен хорошенько изучить звуки. От фонетики — изучения звукового строения слов зависит та самая «врождённая» грамотность, которая очень импонирует родителям и, действительно, помогает детям лучше осваивать родной язык. Однако изучать фонетику нужно осторожно, грамотно и бережно. Иначе вместо высокого уровня грамотности можно получить обратный эффект. Именно поэтому занятия с логопедом, особенно детям с нестандартным развитием речи, предпочтительнее. А контроль и выполнение домашних заданий, которые помогают оценить степень усвоения материала — важен.

Главные цели логопедических занятий с ребёнком:
1.    формирование фонематического слуха;
2.    освоение управлением собственной артикуляцией;
3.    овладение умением чётко интонировать;
4.    выстраивание связной фразы.
Эти важные навыки формируются логопедом, но закрепляются родителями с помощью точного выполнения домашних заданий.

Читайте больше о работе логопеда в наших статьях на сайте logopedmaster.ru, записывайтесь на подходящие мастер-классы, семинары или курсы.