Для успешной и эффективной коррекционной работы по овладению правильной речью большое значение имеет закрепление материала во всех звеньях коррекционной цепочки (закрепление материала с логопедом, с родителями и воспитателями). Т.к. речь идет о логопункте в ДОУ, а не о логопедической группе (где воспитатели подготовлены и имеют знания в логопедии, а именно об укладе артикуляционного аппарата при том или ином звуке), то большинство воспитателей где функционирует логопункт не обладают знаниями в этой области. Соответственно, не могут в должной степени отследить и проконтролировать правильность данного логопедом задания. Таким образом, возникает необходимость в правильном подборе речевого материала для воспитателей.
Рекомендации логопедам:
1. Основной акцент в предложенном материале должен быть сделан на развитие фонематического слуха у детей, что является необходимым условием в коррекции звукопроизношения.
2. Звук у ребенка должен быть правильно поставлен и предварительно автоматизирован логопедом на занятии.
3. Задания и упражнения для воспитателей не должны содержать отсутствующих у ребенка звуков.
4. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков осуществляется через игры и упражнения .
Примерный перечень игр и упражнений на закрепление материала для воспитателей:
1) Предложить ребенку отгадать загадку с автоматизируемым звуком.
2) Игра «Будь внимательным» -хлопни в ладоши, когда услышишь заданный (автоматизируемый) звук.
3) Придумай слово с заданным (автоматизируемым) звуком.
4) Упр. «Доскажи словечко», где ребенок договаривает слово с автоматизируемым звуком.
Т.к. на логопункте могут быть дети с ОНР 3 уровня, то для воспитателей могут быть даны задания:
1) на обогащение, уточнение и активизацию отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы (Назови из каких частей состоит стул?, и т.д);
2) упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий ( Упр. «Один-много», «Чего не стало?».
Кроме того, логопед может давать задания воспитателям по развитию мелкой моторики, мышления, внимания.
Елена Колесниченко