Черкасова Елена Леонидовна
Доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук.
Является автором более 90 научных трудов по актуальным вопросам логопедии и смежных проблем. Проводит исследования в области комплексных речевых нарушений, дифференциальной диагностики и коррекционной работы с учетом индивидуальной структуры речевого дефекта. Раскрыла особенности речевого развития и диагностики детей, имеющих минимальное (пограничное с нормой) снижение остроты слуха (на 15-25 дБ). Ею изучены: вербально-коммуникативная деятельность, речевое поведение школьников с системным недоразвитием всех языковых подсистем, вербально-коммуникативное взаимодействие педагога и обучающихся.
Елена Леонидовна осуществляет проекты в области специальных коррекционных и инклюзивных практик, программ специального образования, учебно-методического обеспечения общего (специального) и высшего образования.
Является членом редакционного совета научно-методического журнала «Логопедия» и членом редакционного комитета журнала «Forum logopedyczne» Польского логопедического сообщества
Автор книг:
Речь детей с заболеваниями лор-органов.- М.: Национальный книжный центр, 2017.
Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. проф. Т.Б. Филичевой – М. : Эксмо, 2017.
Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017 ( в соавторстве с С.Н. Шаховской)
ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- 2-е изд.- М.: Национальный книжный центр, – 2016.
Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.
Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015.
Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015.
Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.
Программа «Развитие речи.»: 2-4 классы // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1–4 классы / Автор-сост. Г. В. Чиркина и др.- М.: Просвещение, 2013.
Методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- 5-е изд.- М.: Аркти, 2010.
Формирование вербально-коммуникативных умений у младших школьников с нарушением речевого развития // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой.- Архангельск: Поморский университет, 2009.
Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-пресс, 2005.
Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция: Учебное пособие для педагогических ВУЗов.- М.: Аркти, 2003.